Из статьи Р.Синкевич "Сияние Севера" 20 июня 1989г.
Вниз по реке от Вуктыла за селами Подчерье и Кыртой, на высоком берегу стоит деревня Щугор. Посмотришь вниз с берега—там несет свои, прозрачные воды Печора, а с другой стороны реки в неё впадают чистые, прозрачные, как слеза, воды Щугора. Вдали синеет лес, а за ним далеко виднеются в дымке Уральские горы.
Когда возникла деревня Щугор? К сожалению, мы сейчас не можем найти краеведческого источника, который бы назвал эту дату, рассказал об истории села. Поэтому районному отделению краеведческого общества, которое недавно организовалось у нас и которое возглавила на общественных началах работник библиотеки Л. Тримбачевская, предстоит большая работа по восстановлению истории наших сел.
Тем не менее старожилы утверждают, что деревне этой около трехсот лет, а узнали о ней в петровские времена. Но, по всей видимости, еще в древние времена здесь селились люди. Доказательство тому—археологическая находка, которую обнаружили в нижнем конце деревни. Это каменный наконечник копья, который относится к ранне-медному, периоду IV века нашей Эры.
Отсюда начинался Сибирский тракт в Зауралье. Сибирский тракт—это зимняя старинная дорога от Усть-Щугора через Урал на реку Ляпин, которую еще в 1887 году построил сибирский купец Сибиряков в коммерческих целях. По этой дороге, протяженностью в 184 версты, издавна ежегодно привозились в Печорский уезд 150 тысяч пудов хлеба, Усть-Щугор—в прошлом — центр волости, объединяющий 35 населённых пунктов от Аранца до Подчерья. В период гражданской войны здесь год находился штаб краснопартизанских отрядов. По окончании гражданской войны в таежных поселениях стали создавать сельсоветы, открылись школы, клубы. В период коллективизации здесь создался колхоз «1 Мая», который занимал 280 га только сенокосных лугов. Старожилы уверяют, что то время—это время расцвета деревни. Сажали картошку, капусту, даже рожь, которая, правда, родила не каждый год, в зависимости от погоды. Но если и не родила, шла на корм скоту. А разводили здесь коров, много было овец.
Затем колхоз ликвидировали, стали разъезжаться люди, деревня превратилась в так называемую «неперспективную». Сейчас здесь живет около 80 человек, в основном, пенсионеры и работники отделения совхоза «Вуктыльский», где выращивается около 75 телят.
В деревне стоят два памятника героям гражданской войны. Под тремя высокими кедрами лежат 18 красногвардейцев, чуть подальше другой обелиск установлен на могиле четырех односельчан, расстрелянных белогвардейцами за то, что они устанавливали Советскую власть в родной деревне.
Еще живы люди, которые были и очевидцами этого расстрела. Это — Марфа Павловна Головина, старейший житель деревни. Это и другие пожилые женщины — И. И. Головина, А. А. Мамонтова, А. В. Мезенцева, А. Н. Ануфриева. Много им пришлось пережить и перенести за долгие годы своей жизни. Особенно тяжелым временем, как и по всей, России, были годы Великой Огечественной войны. Она унесла с собой 31 жизнь молодых щугорцев. Ныне в деревне живут два ветерана войны—К. Е. Мамонтов и В. И. Головин, награжденные многими орденами и медалями. Медалями за доблестный труд в 1941 —1945 годах награждены. В. Г. Зорина и Е. М. Мартюшева—большие сельские труженицы. Семь детей вырастили, воспитали Е. В. Мезенцева и А. Ф. Мартюшева, шесть—Е. И. Калинская, пять— Е. А. Игнатова. Девять детей вырастила Е. Е. Мартюшева, а медалью «Мать-героиня» I степени награждена Е. И. Мартюшева. Четырех сыновей и шестерых детей вырастила эта мужественная женщина.
Вырастали дети и разъезжались кто куда, но подальше от своей «бесперспективной» деревни. Больно было наблюдать матерям, пожилым людям, всю жизнь прожившим в своей родной деревне, миграцию молодежи. И только в последнее время засветилась перед ними надежда. Остались в деревне молодые парни, несколько девчат, которые и составляют бригаду совхоза, появились дети. В прошедшем учебном году открылась начальная школа, где закончили свой учебный год пока двое ребят. В следующем учебном году их будет уже четверо.
Согласно программе «Деревня» на возрождение Щугора планируется дать около 5 млн. руб. народных денег. В первую очередь будут построен детский сад и школа. И это очень верно. Появятся в деревне Щугор дети – значит есть перспектива, значит возродится деревня, значит жить ей на земле вечно!
Усть-Воя
Из статьи Н.Лагуновой "Сияние Севера"
5 апреля 1929 года в границах существующей Усть-Щугорской волости Усть-Куломского уезда Указом Президиума Коми Областного исполнительного комитета был образован Усть-Щугорский сельсовет. По данным переписи от 17 декабря 1926 года, на территории Усть-Щугорского сельсовета было 308 хозяйств, проживали 1444 человека, в том числе 526 мужчин, 618 женщин.
В селе Щугор находились: школа 1-й ступени, изба-читальня, пароходная стоянка, потребительское общество, участок милиции.
В 1931 году в д. Щугор образовался колхоз «5-е Мая».
27 октября 1933 года в соответствии с решением Президиума Троицко-Печорского райисполкома Усть-Щугорский сельсовет был реорганизован и организованы Усть-Войский и Подчерский сельсоветы. Центр Усть-Войского сельсовета находился в селе Усть-Воя.
По данным фонда Минсельхоза Национального архива Республики Коми в списке колхозов по системе счетоводства Коми АССР на 1941 год, по Усть-Войскому сельсовету значатся: колхоз им. Ворошилова деревни Республика - 20 дворов, 43 человека трудоспособного населения; колхоз им. Воскова деревни Ворошиловка - 39 дворов, 71 человек трудоспособного населения, колхоз им.Сталина деревни Даниловка - 45 дворов, 69 человек трудоспособного населения, колхоз им.Кирова деревни Корольки - 15 дворов, 27 человек трудоспособного населения, колхоз Пиня-из поселка Пиня-из - 98 дворов, 128 человек трудоспособного населения, колхоз «5-е Мая» деревни Щугор - 43 двора, 54 человека трудоспособного населения, рыбацкая сельскохозяйственная артель «Северный рыбак» деревни Мича-бичевник - 10 дворов, 21 человек трудоспособного населения.
11 марта 1941 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Усть-Войский сельсовет вошел в состав Кожвинского района Коми АССР.
5 февраля 1954 года решением исполкома Усть-Войского сельсовета Усть- Войский сельсовет был разделен на два самостоятельных сельских совета: Усть-Войский и Кыртинский.
Постановлением Президиума Верховного Совета Коми АССР от 5 февраля 1950 года из состава Усть-Войского сельсовета были выделены населенные пункты: Даниловка, Ворошиловка, Гажаласта.
По данным административно-территориального деления Коми АССР на 1 января 1956 года, в состав Усть-Войского сельсовета Кожвинского района входили 8 населенных пунктов: деревня Мича-бичевник, деревня Усть-Щугор, деревня Корольки, село Усть-Воя, п. Андроново, поселок лесозаготовителей Большой Соплеск, поселок лесозаготовителей Пе-тельдино, деревня Усть-Соплеск; два колхоза -имени Маленкова и имени Ворошилова..
С 25 апреля 1959 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Усть-Войский сельсовет вошел в состав Печорского района.
30 ноября 1964 года из учетных данных была исключена деревня Мича-бичевник Усть-Войского сельсовета.
По данным административно-территориального деления на 1 июля 1968 года, в состав Усть-Войского сельсовета Печорского района входили 4 населенных пункта: деревня Корольки, село Усть-Воя, деревня Усть-Щугор, поселок Усть-Соплеск. С 21 февраля 1975 года Усть-Войский сельсовет входит в состав Вуктыльского района с населенными пунктами: п. Усть-Соплеск, с. Усть-Воя, д. Усть-Щугор. Первоначальное расположение Усть-Войского сельсовета с 1933 года по 1977 год - село Усть-Воя. С 25 октября 1977 года центр Усть-Войского сельсовета перенесен из села Усть-Воя в поселок Усть-Соплеск.
В настоящее время территория администрации поселка сельского типа Усть-Соплеск включает в себя населенные пункты: Усть-Соплеск, Усть-Щугор, Усть-Воя.
Поселок Сой-ю
Из книги "Вуктыл. Дороги, которые мы выбираем", глава 4
Поселок Сой-ю находился на высоком месте, внизу пртекала речку Сой-ю, очень чистая вода текла, все камушки было видно. Колхоз «Сой-ю» занимался скотоводство: выращивали коров, овец, свиней. После войны здесь был лесопункт.
Этот поселок со спецпереселенцами из Воронежской и других областей вместе с п. Ичет-ди (маленький остров) жил своей обособленной жизнью. Располагались поселки Сой-ю, Ичет-ди примерно в 16 км от Дутово и в них проживало более 1500 жителей. Жили эти люди спокойно, не было случая, чтобы кто-то дрался, воровал. Праздники проводили весело. Народ был хозяйственный, трудолюбивый. По первости местные жители помогали спецпереселенцам, чем могли. Выращивали они картофель, капусту, морковь, огурцы в парниках, сеяли зерновые, была даже своя мельница. Когда наступили для коми голодные времена, то уже спецпереселенцы помогали им. После войны лесопункт ликвидировали, и народ стал уезжать, из репрессированных люди превратились в реабилитированных.
А что осталось от этой чудесной природы! Кругом бугры и ямы, провода, обломки техники, что осталось от поселка - сгорел, река Сой-ю течет грязная через трубу с мазутом, дна не видно, о живности и говорить нечего. Ни одного деревца на месте поселка не осталось, все погублено.
Савинобор
Из книги "Вуктыл. Дороги, которые мы выбираем", глава 4
В ожерелье населенных пунктов, опоясывающих газовую столицу нашей республики, Вуктыл, самый крупный может быть бриллиант - Савинобор, Саваяг, сосновый бор Саввы.... По преданию, название деревни происходит от первого ее жителя Саввы. Старики рассказывати, как приехали 4 брата из Вятской земли и выбрали для будущей деревни красивое, высокое место в сосновом бору. Приманили их леса, богатые дичью, река, богатая рыбой, луга, которые глазами не охватить. В течение 17 века по верхней Печоре появлялось много новых поселений, в том числе и Савинобор. Обживались, плодились, размножались, вели хозяйство, как все припечорские деревни и села. Казалось, так будет вечно. Будут зеленеть чистые воды реки, будут шуметь вековые сосны. Но и сюда дошли перевороты, завороты, отвороты...
В 1929 году в Савиноборе был создан Сельсовет, а в 1931 году - колхоз имени Сталина. Первым председателем был Вениоратий Иванович Мезенцев, жил в Дутово, он умер в 1998 году на 104-м году жизни.
Всем миром строили школу и до 1948 года в этой семилетней школе учились дети на коми языке. А до этого была приходская школа, которая находилась в церкви, возведенная в 1861 году. В 1904 году была построена 2-я приходская школа. В 1940 году в Савиноборской школе обучались 250 человек и закрыли ее в 1970г.
В 1935 году открылась изба-читальня. В 1960 году был построен новый клуб, до этого был в церкви. 25 лет проработал заведующим клубом Виленин Петрович Игнатов, сколько радости доставлял односельчанам. В клубе также находилась библиотека которую в 1984 году Министерством культуры Коми АССР объединили с Шердинской профсоюзной библиотекой рабочкома Дутовского леспромхоза. В библиотеке была заведующей Катукова Альбина Дмитриевна.
В 1919 году в феврале развертывались трагические события.1919 год - год белогвардейского террора на Печоре. 47 человек из Савинобора сражалось на фронтах ВОВ, 14 вернулось с Победой.... Христофор Иванович Мезенцев ушел на войну 18-тилетним парнем в 1942 году. Воевал на Ленинградском фронте, был ранен. Домой вернулся инвалидом 3 группы, награжден орденом Красной Звезды, медалями. После войны встретил он девушку Ольгу в Савиноборе, женился, вырастили они 10 дечей: 5 сыновей (Коля, Иван, Петя, Вася, Саша) и 5 дочерей (Рита, Лена, Зина. Катя, Маша). В настоящее время он проживает у дочери Зины в с. Дутово, а ранней весной собирается в Савинобор и до поздней осени.
Многих вернувшихся с войны в Савиноборе помнят и чтят, несмотря на то. что уже нет в живых:
Бажукова Дмитрия Трофимовича
Бажукова Николая Федоровича
Мамонова Федора Ивановича
Пыстина Ивана Ивановича
Попова Григория Афанасьевича
Габова Александра Алексеевича
Вечная им память.
До второго тысячелетия жили в Савиноборе очевидцы событий давно минувших дней. В 1999 году исполнилось 90 лет Анне Степановне Мальцевой, 85 лет Марии Федоровне Поповой, 84 года Марии Ивановне Парыгиной. Они были первыми колхозниками, работали на трудодни. Всем, кто жил в деревне после войны, кто трудился на совесть, добивался высоких результатов в колхозе и совхозе, кто растил без отца детей, оставаясь для них примером во всем, в пору поставить памятник в Савиноборе , на «гору любви», где видна деревня как на ладони и где проводятся праздники... Кто из бывших савиноборцев не помнит
Денисову Людмилу Николаевну
Мезенцеву Елену Николаевну
Попову Марию Федоровну
Питкевич Тамару Максимовну
Фадееву Софью Степановну
Фадеева Анатолия Серафимовича
Мезенцеву Елизавету Николаевну
Калинину Марию Григорьевну
Деменкову Евдокию Филипповну?
Не один раз награждались они почетными грамотами за свой самоотверженный труд. К трудолюбивым людям в деревне, где лодырь явление редкое, относятся с почетом и уважением. В начале 70-х годов попал Савинобор в разряд неперспективных деревень. Стали потихоньку разбирать скотные дворы, склады, контору перевезли в Дутово. Остановить этот процесс было некому. Многие были вынуждены уехать, так как закрылись школа, детский сад. Уехал Фадеев Михаил Степанович, долгое время работавший председателем колхоза, председателем сельсовета, Габова Майа Григорьевна уехала на Вуктыл, потеряв мужа и работу, а ведь не один год проработала бригадиром в совхозе «Вуктыльский». 20 лет была няней в детском саду Мезенцева Агния Дионисьевна переехавшая в Шердино. Когут Серафима Степановна долгое время работала воспитателем детского сада в Савиноборе, затем учила в начальной школе.
В 1984 году пришлось ей переехать в поселок Шердино, и вот уже более 20 лет работала она учителем начальных классов до 2006 года. В 1984 году под руководством работавшей в это время заведующей отделом культуры горисполкома Вшивковой Надежды Константиновны было отмечено 265-летие деревни Савинобор. Праздник начался с митинга у братской могилы участникам гражданской войны, продолжился вечером, посвященным труженикам села, народным гуляньем, концертом художественной самодеятельности из сел Лёмты, Дутово, г.Вуктыла и фольклорной группы «Шощц бан» созданной в 1978 году. В 1999 году Савинобору исполнилось 280 лет. В деревне в настоящее время осталось всего 15 человек, все они пенсионеры.
В истории нашего села Савинобор есть одно трагическое событие. Это случилось февральской ночью 1919 года. На Савинобор неожиданно напал отряд белогвардейцев численностью 40 человек, а в деревне в это время стоял отряд Южно-Печорского полка во главе с Тетериным. И было их 7 человек. Разведка, высланная Тетериным, не вернулась, как потом выяснилось, ее перехватили в деревне Пашня. Вечером 13 февраля на разведку был послан красноармеец Королев. По дороге подводу встретили белые, сразу открывшие огонь. Королев погиб, ему всего 20 лет. Разделившись на 2 группы, белые напали одновременно на караульное помещение и дом где жили красноармейцы. Группа белых, заставив одну из жительниц деревни Савинобор выкрасть винтовки, подошла к дому. Убиты были командир Тетерин (из Троицка-Печорска) красноармейцы Линии и Осипов (оба из Усть-Кулома). Безоружными попали красноармейцы в руки врагов. Днем 19 февраля 1919 года был расстрелян Василий Шахтаров (из Хутора) - 17-тилетний доброволец, погибли и все остальные. Братская могила в Савиноборе на кладбище, а обелиск погибшим стоит в центре деревни перед зданием клуба (клуб уже снесли), березы и рябины берегут память о тех, кто отдал свою жизнь за Советскую власть. Повсеместно была установлена она, после окончания гражданской войны в Коми крае.
Из статьи Л. Воробьевой "Сияние Севера" 3 июля 1990г.
Не один век стоит на берегу Печоры Савинобор. В документе «Ведомости к генеральному плану размежевания земель Усть-Сысольского уезда Вологодского наместничества» от 1784—1788 г.г. я нашла упоминание о Савиноборской деревне, а в «Ревизской сказке о состоянии казенных поселян Печорского селения Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии» указывается, что в деревне Савиноборской проживало 358 человек. А вот «Статистические сведения и численности зырян Усть-Сысольского уезда» свидетельствуют, что в Савиноборской волости зырян было 752 человека. Была и одноклассная церковная школа. В «Школьном листке Савиноборской церковной школы с отчетными сведениями» (1902 года) отмечалось: «Всего обучалось 10 человек, в школьной библиотеке насчитывалось 250 экземпляров книг для внеклассного чтения. Школа нуждается в специальном здании». Интересно мне было познакомиться и с запиской «Поездка по Вологодской губернии в Печорский край к будущим водным путям Сибири», составленной Бессоновым: «Хлебопашества на Печоре почти нет, в Щугорской волости совсем его нет, в Савиноборской н Троицко-Печорской сеют рожь и ячмень в очень малом количестве и далеко не все...
Мы уже подъезжали к Савиноборскому. Утро было пасмурное, низкие, тяжелые облака грядами бегут над Печорой и туманят уходящие вдаль леса: сама Печора неприветлива, и ее свинцовая вода вся дрожит мелкой рябью, сеет дождь, и все под ним сделалось каким-то мрачным, скользким и темным. Самое село не велико и не длинно, протянулось вдоль реки, на самом краю его, и вместе с тем, на самом высоком месте стоит церковь, в которую мы, прежде всего, и направились, а оттуда побывали у батюшки и на наши расспросы услыхали от него об условиях хозяйства то же самое, что и в Троицко-Печорском, но о жизни здешней услышали кое-что и новенькое: здесь жители уже сплошь староверы и прихожан мало. Вся волость с ее двенадцатью селениями, в которых жителей 373 мужчины и 425 женщин — беспоповцы и всячески избегают занесения в книги регистрации в волостным правлении своих рождений, смертей и браков, отчего происходит большая путаница. Полюбовались мы из домика батюшки видом на величественную, приветливую сегодня реку и пошли к уряднику Попову, жившему здесь в Савиноборске, посмотреть высланный ему из Франции с медалью диплом, в котором он назван «отважным, бесстрашным и опытным проводником и защитником французского путешественника». Зашли в волостное правление, где узнали, что тут мирской капитал идет, кроме закупки хлеба, так¬же и на закупку пороха, необходимого для охотников, который выдается на тех же основаниях, как и мука.
По дороге к пароходу видели огороды, в которых прекрасно растет картошка, лук, конопля и небольшие участки земли засеяны рожью. Весь берег на той возвышенности, на которой стоит село, и до реки покрыт мелким камнем; в полную воду эта площадь скрыта под водой, в малую — обнажается. Можно судить о том, что, вероятно, в этом месте и дно Печоры в значительной своей части покрыто такими же скругленными за много лет пребывания в воде камнями: вода отступает по этой пологой площадке и у берега в некоторых местах так мелко, что лодки стоят, далеко отступая от него, привязанные к вогнутым в дно реки проколами...».
Много воды утекло с тех пор. И Советская власть установилась, и гражданская война село не обошла стороной, колхоз имени Сталина 10 марта 1930 года был образован. А еще в декабре 1930 года на имя уполномоченного ОГПУ от граждан села Саваяг в количестве 51 человек было написано заявление, подлинник которого в настоящее время находится у меня. Передал мне это заявление Мезенцев Николай Иванович 78 лет, ранее работавший бакенщиком, племянник крестьянина Попова Афанасия Арсентьевича, хранившего его до смерти. О чем же этот документ? Текст привожу без изменений (написан на русском языке). «Настоящим просим вашего внимания рассмотреть наше заявление и дать соответствующий результат, так как 1930 год в селе Саваяге была закрыта местная церковь сельсоветом. Мы, граждане, считаем неправильным, потому что на общем собрании граждан Савинобора сельсоветом было предложено произвести ремонт церкви в краткосрочном времени, что, конечно, невозможно сделать, а поэтому нами было сказано, что постепенно peмонт мы сделаем. Но постановлений о закрытии мы не делали, а сельсовет совместно с ячейкой постановили закрыть, что исполнили, этим самым нарушив правила закрытия церквей. Согласно письму т. Сталина «Об искривлении партлиний», а посему на основании всего вышеизложенного мы, граждане, просим вернуть нам закрытую церковь с ее имуществом и дать разрешение службы в ней. Просим дать нам ответ с результатом в нашу сторону, так как нами сельсовету было дано заявление об открытии, но до сих пор сельсоветом открытие церкви не разрешено. К сему прилагаем список подписей общины верующих». 52 подписи стоит под этим заявлением.
Копия списка членов религиозной Савиноборской Николаевской православной церкви (67 человек), находящейся в автономной области Коми Усть-Куломского уезда в селе Савиноборе, удостоверена с приложением печати 20.12.1930 года. Мезенцев Николаи Иванович рассказал, что секретарь сельсовета Василий Афанасьевич, составивший копию списка, был арестован еще до войны и не вернулся. Социальное положение людей, написавших заявление, — крестьяне. Ни к какому другому сословию до революции они не принадлежали, имущественное положение — бедняки (третья часть) и середняки. Время присоединения к данному религиозному культу — от роду. Вероятно, многие были неграмотны, так как поставлены первые буквы имени и фамилии. Возраст подписавших — от 18 до 79 лет. 79 лет было в то время Софье Петровне Мезенцевой.
Читаю резолюцию на заявлении: «Ставить на президиум. Разрешить взять обязательство на починку крыши и окон». Церкви, о судьбе которой беспокоились жители села, нет. Она была разрушена в 60-е годы. Мало людей осталось в селе сегодняшнем. Будет ли оно возрождено? Кем? Кооперативом «Север», с которым исполком связывает надежды? Я буду признательна людям, которые откликнутся на мой рассказ и посчитают необходимым поделиться со мной сведениями о прошлом, какими-то документами, предметами быта... Считаю, что об этом должны знать, в первую очередь, дети, живущие ныне на этой земле. Ругаю себя за то, что понимание этого пришло ко мне поздновато. Низкий поклон людям преклонного возраста, тем, кто жил и трудился и продолжает жить на этой земле.
Из статьи Л. Акимовой "Сияние Севера" 3 февраля 2010г.
Савинобор - старинное коми селение, стоит на левом берегу реки Печоры.
В течение XVIII века на верхней Печоре появилось много новых поселе-ний. После 1707 года ниже Троицко-Печорска возникла деревня Савинобор, а впервые она была упо¬мянута в 1719 году в ревизских сказках.
По преданию, название деревни происходит от имени первого ее жителя - Саввы. Старики рассказывали, как приехали четыре брата и выбрали для будущей деревни красивое, высокое место в сосновом бору. Перспективой для поселения послужили леса, река, богатые дичью, рыбой, обширные пастбищные угодья. Деревню на коми языке называют Сава-яг, а официальное название - Савинобор.
В деревне насчитывалось всего три двора, 13 мужчин - Варфоломей Полиектович и Яков Полиектович Мезенцевы, Михаил Михайлович и Григорий Михайлович Бажуковы, Георгий Гилчев, Трифон Денисов... О женщинах нет данных. Через 140 лет насчитывалось уже 24 двора, 158 человек. По историческим документам в деревне жили сплошь старообрядцы, которые бежали на Север в поисках спасения от преследований властей и церкви.
С 1861-го по 1867-й год на самом высоком месте деревни от правительства была построена Николаевская церковь. В церкви было два придела: теплый - во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 1870 году; и холодный - во имя святых Петра и Павла, освящен в 1872 году, в котором совершались богослужения. Сама церковь и колокольня были деревянными. Службу вели священник и псаломщик. Священника звали Сидор Алекександрович Кленнииков, родом из Яренского уезда, сын псаломщика Гамской Михайло-Архангельской церкви Александра Сидорова Кленникова. Окончил Вологодскую духовную семинарию в 1894 году. В 1886 году при церкви открыта церковно-приходская школа, где обучались всего 10 человек. В школьной библиотеке насчитывалось 250 экземпляров книг для внеклассного чтения. Закрыли церковь решением сельсовета, без согласия на то верующих.
В Савиноборской волости не было мельницы, были, конечно, но частные, содержать их было в убыток. И приходилось возить зерно до Троицко-Печор-ского селения, а это около 150 верст. Обходилась поездка савиноборцам дорого: дни теряются, сено расходуется, одежда и сбруя изнашиваются. И мальчику за помол платить надо немалые деньги — 30 копеек за пуд.
Подсчитали савиноборцы: доход Троицко-Печорского волостного правления только от мужиков Савиноборской волости собирается в 150-200 рублей. Такие деньги за неимением мельницы уплывают! Летом 1893 года волостной старшина Кузнецов собрал сход селян. На сходе написали прошение в Земское собрание, чтобы те ходатайствовали перед лесным ведомством об отпуске лесных материалов на постройку в Савиноборской волости церковно-приходской мельницы по полутаксовой стоимости и ассигновании на постройку мельницы какой-нибудь денежной субсидии. Земское собрание отказало Савиноборскому обществу. И только через пять лет, в 1898 году, появится на реке Шердинке мельница.
Трагические события февраля 1919 года...В деревне Савинобор стоял отряд красноармейцев из 17 человек Ижмо-Печорского полка. Ночью неожиданно напал отряд белогвардейцев численностью 40 человек. Караульные красноармейцы не заметили продвижения белых, путь к отступлению был отрезан. В Савиноборе были расстреляны 7 красноармейцев, остальные 10 по дороге в Троицко-Печорск. Братская могила находится на кладбище в деревне Савинобор.
В 60-х годах в центре села перед зданием клуба установили памятник погибшим. На нем высечены фамилии 7 красноармейцев: командир роты Тетерин, командир взвода Бажуков, красноармейцы: Королев, Липин, Осипов, Симпелев, Шахтаров.
В марте 1930 года в Савиноборе образован колхоз имени Сталина. Колхозники работали от зари и до зари - сеяли рожь, ячмень, сажали картофель, капусту. Анна Степановна Мальцева, Мария Федоровна Попова, Мария Ивановна Парыгина, Елизавета Николаевна Фадеева - первые колхозницы, работавшие за трудодни, «за палочки», то есть бесплатно. Они в работе ни в чем не уступали своим односельчанам-мужчинам: Петру Илларионовичу Мезенцеву, Григорию Афанасьевичу Попову и другим.
В 30-х годах в селе имелись: пароходная стоянка, фельдшерско-акушерский пункт, изба-читальня, камера нарсуда, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, потребительское общество, агентство госторга, участок милиции, клуб, сельсовет. В семилетней школе в 1940 году учились 250 человек. До 1948 года обучение шло на коми языке.
1941 год. Началась Великая Отечественная война. Троицко-Печорским райвоенкоматом из села Савинобора на защиту своей земли были призваны 47 человек. Только 14 из них вернулись с победой. Их сегодня нет с нами, но мы помним их поименно. Сегодня лишь один участник войны живет среди нас - Христофор Иванович Мезенцев, В этом году ему исполнилось 85 лет. Вместе с женой Ольгой вырастили 10 детей. В зимние месяцы ветеран живет в Дутове у дочери, а с наступлением весны приезжает в родные места.
...Трудными были послевоенные годы, у многих не вернулись с войны домой кормильцы. Нашим односельчана м приходилось работать, не жалея сил, добиваться высоких результатов в труде. Постепенно отменили трудодни, начали выплачивать заработную плату, люди стали жить лучше.
До 70-х годов село процветало, государственные планы по сдаче молока и мяса выполнялись, а порой перевыполнялись. Больше стали выращивать овощей. Держали коров, лошадей, овец, свиней, кур. Выращенную сельхозпродукцию поставляли в поселок лесозаготовителей, в Шердино. За отличный и многолетний труд не раз награждались почетными грамотами, благодарностями, ценными подарками труженики села-Клавдия Васильевна Фадеева, Анна Ивановна Мартынова, Евдокия Егоровна Кузнецова, Клавдия Ивановна Демепкова, Елена Николаевна Мезенцева, Евдокия Филипповна Деменкова, Людмила Николаевна Денисова, Мария Григорьевна Калинина, Анна Петровна Попова, Елизавета Николаевна Мезенцева, Софья Степановна Фадеева и многие, многие другие.
В селе Савиноборе в 1960 году построили клуб. 25 лет проработал заведующим клубом Вилен Петрович Игнатов. Во время его работы клуб имел немало почетных грамот, благодарностей, дипломов за лучшие показатели в смотрах, за активное участие в районных концертах.
В 1978 году создана коми фольклорная группа «Шондiбан» под руководством Серафимы Степановны Когут. Поначалу участников группы было 8 человек, считая гармониста Николая Ивановича Пыстина. Со временем состав менялся, но костяк группы оставался неизменным -Агния Дионисьевна Мезенцева, Глафира Викентьевна Пыстина, Мария Ивановна Парыгина, Лидия Семеновна Алексеева, Елизавета Константиновна Попова, Лидия Викентьевна Кендряева. Десятки концертов на их счету. Также в клубе находилась библиотека, которую в 1984 году объединили с Шердинской профсоюзной библиотекой Дутовского леспромхоза. Много лет проработала в Савиноборской библиотеке, а затем в Шердинской, заведующей Альбина Дмитриевна Бажукова.
12 мая 1972 года Савиноборский сельсовет был перенесен в п.Шердино и переименован в Шердинский сельсовет. Савинобор попал в разряд неперспективных деревень. Начали разбирать хозпостройки совхоза и перевозить в Дутово. Закрыли школу, детсад. Многие, потеряв работу, вынуждены были уехать из села. Численность населения резко сократилась до 84 человек в 1979году (для сравнения: в 1970-250 человек).
2009 год. В настоящее время в деревне проживает 21 человек, в основном, пенсионеры. Магазин закрыли - содержать убыточно, и жителям деревни приходится в любую непогоду добираться пешком за продуктами питания и медикаментами в п.Шердино. Трудно жить сегодня в Савиноборе, но наши люди преодолевают трудности - надеяться-то не на кого, только на самих себя: сажают овощи, собирают ягоды, грибы, занимаются рыбной ловлей, охотой, как и наши предки, которые обживали эти места.
Поселок Пиня-из
Из книги "Вуктыл. Дороги, которые мы выбираем", глава 4
У каждого из нас есть своя малая Родина, которая дорога не меньше большой.
Стоит ли удивляться, что не хотят люди, чтобы исчезла с лица земли эта родина, чтобы не угасла память о ней в документах, сердцах людей.
Мы хотим привести письмо бывших жителей посёлка Пиня-из Г.И. Зеховой, Н.А. Мельниченковой, АС. Корытовой, А.Д. Каменской, У.Ф. Артемьевой и П. Маньяновой, М.М. Мартыновой, дочери репрессированного Матвея Петровича Корельского, опубликованное на страницах газеты «Сияние Севера», надеясь, что время расставит все на свои места.
«2001 год был богат на юбилеи, одно только 80-летие государственности Республики Коми чего стоит. Но была ещё маленькая годовщина, которую мало кто заметил 70-летие посёлка Пиня-из. Первое время он относился к Троицко-Печорскому району, потом к Усть-Усинекому, Кожвинскому, Печорскому, а сейчас входит в границы Вуктыльского района. Возможно большинство жителей района и не знают о его существовании. Мы напомним.
Морским пароходом из Архангельска по Белому и Баренцеву морям до Нарьян-Мара везли раскулаченных крестьян из Вологодской и Архангельской областей. В Нарьян-Маре людей пересадили на баржи. Это было в начале июля 1931 года прошлого века. Барж было шесть. Их тащили на буксире по реке Печоре два буксирных парохода «Социализм» и «Печорский пионер». Последние две баржи оставили в Новом Бору, две другие - в Песчанке, а две первые баржи, на которых ехали переселенцы с большими семьями, дотащили до деревеньки Усть-Воя. Июль уже был на исходе.
Высадили, выгрузили на берег под горой, где находилась деревенька из 6-ти домов. Четыре ночи ночевали под открытым небом на берегу, благо было тепло и не было дождей. Затем матерей с детьми вновь посадили на пароход «Социализм» и повезли в село Щугор, которое стояло в 30-ти километрах от деревни Усть-Воя.
Эти семьи поместили в большой сарай, на полу которого было разостлано сено, где все и спали вповалку. Потом людей разместили по квартирам. Взрослое население относилось к нам с пониманием, подкармливали нас молоком, хлебом.
В это время трудоспособных, оставленных на берегу под горой, тоже разместили по квартирам. Большинство же жило в часовне (5 километров от берега), в землянках и времянках. Трудоспособные были людьми деловыми - мастера на все руки. Площадка для будущего поселка была отведена в дремучем лесу, примерно в полутора километрах от деревни, вдоль реки Воя. Вырубали лес, корчевали, очищая площадку. Из вырубленных бревен строили бараки для жилья. Все были заняты работой. Женщины драли мох для строительства.
Работали все добросовестно, с раннего утра до позднего вечера, чтобы успеть до холодов перейти жить хоть в бараки. Построили баню, скотный двор, пекарню, столовую. Потом в бараках жили по 4-5 семей в одной комнате.
Тесно, но жили дружно, помогали друг другу. Трудно, голодно, тяжело, но не унывали. Жители посёлка выжили благодаря природе и трудолюбию. В лесу было много грибов, ягод. Делали заготовки на всю зиму. В речке Воя бреднем ловили малявок. В тридцатые годы природа была экологически чистой.
Осенью, в конце сентября - в октябре был второй привоз раскулаченных. Большинство из них приехали больные, вшивые. Началась эпидемия сыпного тифа, которая унесла жизни многих православных людей. Порой семьи теряли по три-пять человек. Кроме этой болезни, болели брюшным тифом, цингой, куриной слепотой и др. Ежедневно хоронили 7-10 человек. Сначала хоронили в гробах, потом не успевали делать гробы и стали хоронить в общей могиле, штабелем укладывая людей друг на друга... Почти все переболели. Выжили самые крепкие, самые выносливые. Здоровые люди продолжали строить. Был возведен деревообрабатывающий цех, которым руководил Василий Кузьмич Хвиюзов. Цех начал выпускать мебель: шкафы, столы, табуретки. Одновременно строилась и точильная фабрика, которая начала работать в три смены и выпускала доброкачественную продукцию: точила, жернова, бруски, оселки. Фабрика имела всесоюзное значение, ее продукция развозилась по всем уголкам Советского Союза.
Посёлок Пиня-из рос быстро в сторону реки Печоры и в сторону Каменной горы, где расположилась точильная фабрика. Между посёлком и точильной фабрикой находился лагерь заключенных Ухтпечлага.
Около фабрики был построен фабричный посёлок, где проживали фабричные рабочие. Много переселенцев умерло от туберкулёза лёгких. Рабочей силы стало не хватать, поэтому сюда были направлены трудоспособные люди из посёлков Гортъель, Ичет-Ды, Сой-ю. Был построен клуб, где показывали немое кино, спектакли, проводили собрания, танцы и другие мероприятия.
В 1931 году в посёлке построили двухэтажное здание, сначала в нём разместили семьи с детьми, а потом устроили школу-семилетку. В посёлке Пиня-из было много детей, которые пошли в пятый класс. В верхнем этаже были классы, в нижнем - интернат, столовая, и жили учителя. В мае 1935 года состоялся первый выпуск семилетней школы. В дирекцию школы пришло распоряжение - направить лучших учащихся на учёбу в село Мохча, чтобы они полумили профессию учителей начальных классов. Все направленные в 1938 году успешно закончили педучилище и получили направление в окрроно села Усть-Усы, который распределил их по районам. Все выпускники работали добросовестно, многие награждены, есть заслуженные учителя Коми ACCР отличники народного образования.
В посёлке Пиня-из был большой совхоз, на полях которого росли зерновые и овощи, они шли на питание в детский сад, в больницу, школу, столовую. Хватало на всю зиму. Имелось и большое овощехранилище. Заготавливали сено для скота. В основном работали учащиеся, начиная с 5-го по 7-ой класс. Многие учащиеся посёлка после окончания семилетки учились в речном техникуме села Щельяюр Ижемского района и в сельскохозяйственном техникуме села Ижмы. Учились и в Сыктывкаре в фельдшерско-акушерской школе (ФАШ), кооперативном техникуме, выезжать за пределы Коми АССР им не разрешали.
Труженики поселка Пиня-из внесли большой вклад в развитие Республики Коми. Поселок был передовым в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры, но почему-то незаслуженно забыт! Такой посёлок забывать нельзя! Он был основан 26 июня 1931 года.
В годы Великой Отечественной войны многие жители Пиня-из сражались на фронтах с фашистами и положили свои головы, чтобы Республика Коми росла и процветала. Когда в мае 1942 года репрессированных реабилитировали, многие, получив паспорта, выехали за пределы Коми АССР, но много потомков реабилитированных живет здесь и в настоящее время.
В 1931-1932 гг. во время эпидемии сыпного тифа треть посёлка вымерла. Осталось огромное кладбище, расположенное на высоком берегу Печоры за деревней Усть-Воя. Во второй половине 40-х годов с появлением лагеря заключённых, кладбище было уничтожено, кресты сожжены, могилы сравнены с землёй. На этой земле построены лагерные здания. Вот мы и считаем, что на месте захоронения православных переселенцев нужно поставить памятный знак, который виден был бы издалека, чтобы люди, проплывая по Печоре на теплоходах, лодках, «Ракетах» могли помянуть этих людей, поклониться и перекреститься, а теплоходы дать сигнал в память безвинно и безвременно умерших. Такой знак есть на месте посёлка Ичет-ды, и надеемся, что найдутся и в Вуктыле средства и люди, чтобы и Пиня-из не исчез из памяти».
ПОКАЯНИЕ – Сыктывкар, 2001г. 2001
Т. 4 Часть 2
Спецпоселок Пиня-из
В 1931 г. начались репрессии. И тысячи людей пострадали от этих репрессий - в основном крестьянство. Чтобы подвести семью под репрессию, находились всевозможные причины. Но у правительства была, видимо, одна - освоение северных мест. Людей высылали из своих домов, в чем были. Давали на смену белье и часть одежды. Все нажитое годами тяжелым крестьянским трудом шло под конфискацию - дом, скот и прочее. Концентрировали арестованных в Архангельске. Людей, как скот, грузили в баржи и с Архангельска везли Белым и Баренцевым морями в устье Печоры-Нарьян-Мар. По Печоре баржи тянули пароходами вверх. По пути следования баржи оставляли. В Усть-Цилемском районе - где были из репрессированных образованы поселки Новый Бор, Росвино - всех не знаем. После Усть-Усы баржи были оставлены и образован из репрессированных п.Песчанка. Нас довезли до д.Усть-Воя, состоявшей, из нескольких изб. Высадили на берег, несколько семей провезли до д.Щугор. Сколько семьи потеряли своих родных в пути... Когда пароход приставал к берегу для пополнения запас дров, с барж хоронили умерших в пути. Хоронили в одну большую могилу. Это очень хорошо осталось в памяти, т.к. после Усть-Усы у д. Лыжа брали дрова и хоронили умерших, в числе которых была и наша родственница. И рожали женщины в этом кошмаре на барже. И вот на первый Спас привезли в д. Усть-Воя. Выгрузились с барж. Деревенька на горе, рядом река Печора, а кругом - сколько можно увидеть - лес. Цель привоза ссыльных была запланирована - построить точильную фабрику. В лес, к этой горе с точильным камнем, за 5 км от д.Усть-Воя вела тропинка, по которой можно было идти по одному человеку пешком. Гора с точильным камнем была известна еще до революции купцу (по рассказам местных жителей), но он не мог в одиночку осваивать - сложно все было. Каким-то путем немного разрушали и делали бруски - точить косы, топоры, ножи и прочее. Им же была там выстроена часовенка, куда ходили помолиться окрестные жители. Вот так и образовалась тропинка к горе.
Из ссыльных сразу же образовали строительную бригаду. Надвигались холода, и нужно было людям жилье. До снега построили несколько бараков, В каждой комнате (полы были в зиму земляные), в каждом углу были нары высотой в рост взрослого человека, и к нарам сделаны лесенки. На каждых нарах располагалась семья. Посередине стояла железная печь, длинный стол для всех семей и по бокам стола - лавки. Начались холода, а с ними и болезни. Ведь многим пришлось жить в землянках - временном жилье. Питание было более чем скудное. За зиму захоронения были на двух кладбищах. Но народ был выдержанный, работящий. В первый год построили деревообрабатывающий цех, больницу, двухэтажную школу, детсад, плотину, и уже на следующую зиму забыли про лучину - было электричество.
Естественно, сразу же строилась и точильная фабрика (1938 г.). На следующую навигацию завезли на фабрику оборудование. В то время таких фабрик в Союзе было 2 - на Урале и Печоре. Лес рубился планово, и весной шла раскорчевка. Создали хозяйственную артель, позднее стал колхоз, где выращивали почти все овощи, сеяли зерновые. Построены были скотные дворы, конюшни. Была организована рыболовецкая бригада. Река и лес кормили людей.
Так репрессированные создали новый посёлок, названный «Пиня-из» (зубастый камень).
Часть ссыльных работала на земле, а вторая часть - на фабрике. Но рабочей силы на точильной стало не хватать. Очень много уходило из жизни от туберкулеза. Шлифуя точила, бруски и прочие изделия из камня, люди не понимали, какую пыль они вдыхают, а результат - туберкулез. Тогда семьями приезжали люди из Ичет-Ди, Сойю, Гортьеля, т.к. условия жизни в Пиня-из считались получше. Приехавшие сразу расселялись в дома (двухэтажные), специально выстроенные в километре от фабрики. Возможно, и агитация была поставлена. Но вероятнее всего, репрессированных тех поселков направляли для работ на фабрику не по доброй воле.
За несколько лет (года 3-4) поселок было не узнать. Дома отделали. Большинство семей имело отдельные комнаты. Строили семьи и свои дома. Были построены аттракционы игровые для детей. Все старались сами ссыльные. Были среди ссыльных образованные люди, инженеры и вообще от Бога умельцы. От фабрики до пристани, где были выстроены фабричные склады, была проложена узкоколейка (5 км), по которой грузы возили на мотовозе. Был выстроен замечательный клуб. Работали кружки самодеятельности, созданные репрессированными. Очень часто крутили кино. Начали смотреть еще немое (не озвученное). На спектакли самодеятельности, на концерты и кино давались поощрительные билеты за хороший труд.
Геологами велись и буровые работы. Из одной скважины (рядом с фабри кой) пошел сероводород. Была задумка впоследствии построить там водолечебницу. Эту воду возили в больницу для лечения. И очень хорошо помогала больным людям. Но лечебнице не суждено было быть. Истощилась гора с точильным камнем, а вместе с этим стала угасать жизнь поселка Пиня-из. В послевоенные годы, когда репрессированным выдали паспорта, и они получили право выезда, многие уехали. Распался колхоз, другие бригады, и угасла в прессе слава о поселке Пиня-из, когда-то так звучащая, и снова вернулось прежнее название деревни - Усть-Воя. И очень жаль, что исчезло название поселка Пиня-из. Потомки тех репрессированных могли бы гордиться этим поселком (хотя бы названием) и родными, создавшими в адских условиях этот поселок и так много сделавшими для северного края. Память о них следует хранить.
ул. Комсомольская, 20 |
город Вуктыл |
Республика Коми |
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | |
Центральная библиотека - 8(2146) 2-13-34 | |
8 (2146) 2-16-49 |