Чипсан – свисток, относится к типу флейт Пана. Это общее название свистящих музыкальных инструментов, изготавливаемых из стеблей дудника (заргум) – трубки нарезаются из свежих или высушенных стеблей трубчатого растения, тембр звука лёгкий, прозрачный. Чипсаны были большие и маленькие, состояли из одного или нескольких свистков. «Куима чипсан» представляет собой трехствольную закрытую флейту. Инструментальный комплект состоит из двух пар (г о з); большой (ыджыд) и маленькой (ичöт), которые настраиваются по смежным трехзвучиям типа до-ми-соль и ре-фа-ля второй октавы.
В октябре сотрудниками центральной библиотеки были проведены краеведческие уроки с учащимися 6-7 классов школ города. На уроках по теме « Уральская языковая семья» для 6 класса и «Древняя история земли вуктыльской» для 7 класса МБОУ "СОШ № 2 им. Г.В. Кравченко", детям в доступной форме рассказали об уральской языковой семье, истории коми языка, о древних археологических находках и памятниках нашего округа, краеведческом музее села Подчерье.
Для учащихся 7-х классов МБОУ "СОШ № 1» был проведен квиз «Путешествие по Республике Коми», состоящий из пяти раундов. Ребята очень активно приняли участие в игре, бурно обсуждали варианты ответов. В конце игры, пока подсчитывались баллы, с помощью слайд презентации игроков познакомили с правильными ответами.
На мероприятиях присутствовало более 70 учащихся.
Усть-цилемская кадриль, или «Кадрелка» - последний акт хоровода на Усть-цилемскую Горку. Усть-цилемские хороводы медленные и протяжные, состоят из 7 действ, плавно перетекающих друг в друга в строго определённом порядке. А в конце начинается совсем другое действие - Плясовая, или Кадриль: на поляне появляются гармонисты, и общее настроение праздника меняется. На смену протяжным хороводным песням приходят зажигательные ритмы, мистерия сменяется гулянкой, всеобщим танцем под гармонь, сжимающийся всё плотнее хоровод, тем самым как бы олицетворяющий единение. Танцуя или играя, люди образуют длинную цепочку, в старые добрые времена растягивавшуюся порой на несколько сотен метров, складываясь в орнаменты или фигуры.
В прошлом Усть-Цилемские Горки проходили каждое воскресение от Николы Вешнего до Петрова дня. С одной стороны, Горка была древним обрядом, мистерией с дохристианскими корнями, обращённой к Солнцу и плодородной Земле. С другой стороны, Горка представляла собой смотрины молодёжи, где находили друг друга женихи и невесты, и просто знакомился народ.Смена действий никогда не нарушалась: начинают хоровод Столбы - фактически представление участников - медленная процессия по трое входит на Народную поляну. Квадрат Столбов превращается в Круг - следующее действо: символизирует Круг, конечно же, Солнце. Далее идет хоровод на две стороны, «ряд на ряд» - поочередное приближение мужской и женской шеренг друг к другу. «На четыре стороны»: хоровод типа квадрата с открытыми углами, образованного шеренгами мужчин и женщин, девушек и юношей. Затем «Бояра» или «Вожжá»: орнаментальный хоровод, фигурное шествие по изогнутой линии цепи («змейкой») взявшихся за руки или за концы платков участников гуляния. «Змейка» переходит в «Плетéнь»: фигурное (спиралевидное) движение колонны взявшихся за руки или за платки каждого участника таким образом, что кисть правой руки лежит на левом плече и держит левую руку стоящего сзади; вся цепь проходит через «воротца», образуемые руками «заплетающихся»; затем происходит движение в обратном направлении — «расплетание». И в заключение – зажигательная «Кадрелка», порой продолжающаяся до самого рассвета солнца. Ежегодно хороводы устьцилёмы водят под вечер 12 июля. Старые функции исчезли, теперь Горка стала просто народным праздником, красочным действом.
Источники:
Праздник «Горка» в Усть-Цилемском районе Республики Коми.
https://www.culture.ru/objects/2956/prazdnik-gorka-v-ust-cilemskom-raione-respubliki-komi
«Усть-Цильма» («Кадрелка») Видео.
https://www.youtube.com/watch?v=E13y2tSGtrU
Ежегодно на Девятой Пятнице от Пасхи в деревне КривоеУдорского района проходит праздник, посвященный святой Параскеве, покровительнице женщин и женского труда.Даже в самые суровые годы религиозных репрессий не прерывалась традиция проведения праздника.
«Праздник Параскевы начинается в 9 часам утра, когда к часовне собираются женщины. С собой они несут бидончики, банки и прочую посуду под освященную Пятницкую воду. У некоторых на руках иконы.
К половине десятого утра входят в часовню. Иконы установлены в ряд на специальных полках напротив входа в часовню. На многих из них висят тканые полотенца, платки, куски ткани. Женщины не спеша зажигают свечи под иконами. В первый ряд проходят староста часовни и те, кто знает и поет молитвы. В руках у них старообрядческие лестовки (лествицы), по которым определяют количество исполненных молитв. Около десяти часов, когда уже зажжены все свечи, староста часовни начинает службу. Служба сегодня представляет собой пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. После завершения службы женщины выносят иконы на улицу и крестным ходом идут к берегу речки Керью. Дети идут впереди процессии, нередко тоже с иконами в руках, грудных же детей женщины несут на руках. Шествие проходит по пойменному лугу к озеру Кoдж ты (старица р.Вашки) и дальше по мосткам через озеро и болото на сухой берег речки Керъю, где установлен деревянный обетный крест. Иконы ставят к кресту, часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Каждую икону по отдельности окунают в воду и моют глухариными крыльями. Вымытые таким образом иконы поднимают на берег и снова ставят к кресту. При этом исполняются молитвы в честь каждого из святых. Последней в воду окунают икону св. Параскевы, и с этого момента вода в реке как бы становится святой. К воде подводят и моют больных, детей, набирают воду в принесенную посуду. Некоторые женщины окунаются в воду, а если погода не позволяет совершить купание, то многие просто заходят в воду и, подняв подолы юбок, приседают в воду. Образ Пятницы как бы «открывает» воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться в реках и озерах». Источник :http://cntipk.ru/objects/prazdnik-svyatoj-paraskevy-pyatniczy/
♦ Документальный фильм«Тайны загадочной Удоры.Часть 1.Кривонаволоцкая Параскева»
https://www.youtube.com/watch?v=sIencnRAmtA
♦Народные представления о празднике Параскевы Пятницы в деревне Кривой Наволок Удорского района Республики Коми.
♦ Берегиня Кривого Наволока.
https://ourreg.ru/2022/08/02/bereginja-krivogo-navoloka/
♦ Праздник Параскевы Пятницы в Удорском районе республики Коми
http://book-science.ru/social/skd/prazdnik-paraskevy-pjatnicy-v-udorskom-rajone-respubliki-komi.html
♦ Житие святой Параскевы Пятницы, как правильно молиться и в чем помогает икона
Танец «Шен» – локальная игровая разновидность кадрили, бытующая в селениях «Помоздинского куста» Усть-Куломского района Республики Коми. Танец состоит из шести фигур, следующих без пауз и объявлений, одна за другой, что создаёт картину непрерывного движения. Каждая пара вступает в танец, не дожидаясь окончания фигуры предыдущей парой. Возникает своеобразный хореографический «канон». Танец, способствуя формированию устойчивых брачных пар, играл социоорганизующую роль.
С момента возникновения и до 1950-х гг. «Помоздинский Шен» органично включался в контекст народных праздников и молодёжных развлечений, являясь неотъемлемой частью фольклорной сферы. В таком качестве оно было включено в канву сценического воспроизведения традиционной помоздинской свадьбы, наряду с причитаниями, песнями, элементами обрядового действа.
На сегодняшний день танец широко распространен на территории Верхней Вычегды. Его знают и танцуют жители всех возрастов. Танец начинают изучать по специальным программам в детском саду и в школе. Он исполняется на праздниках и вечеринках.
Источник информации:
Танцевальная традиция вычегодских коми «Помоздинский шен»
Шен в исполнении хореографического ансамбля «Сударушка» (видео)
Шен в исполнении творческих коллективов в рамках Всероссийской акции «Культурный хоровод», 2021 г. (видео)
http://cntipk.ru/objects/tanczevalnaya-tradicziya-vychegodskih-komi-pomozdinskij-shen/
Коми-зыряне часто говорили: «Мортлöнмеддонатор – дзоньвидзалун! Самое ценное для человека – здоровье». Представления о здоровом образе жизни являются неотъемлемой частью народной культуры.Сведения о лечебных средствах и приемах передавались из поколения в поколение преимущественно путем непосредственной передачи. В настоящее время фиксируется лишь часть знаний, оставшихся нам от предыдущих поколений.
Так, баня широко применялась в народной медицине для лечения простудных, кожных, травматических заболеваний. Целебное действие тепла, воды, массажа веником подкреплялось применением компрессов, растираний, ингаляций из отваров трав и других средств. Особое место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных и лечебно-магических обрядов.
Растения пармы также активно использовались зырянами для поддержания здоровья. У каждой травницы были заботливо засушены множество растений, с помощью которых снимались хвори односельчан.Использовались лекарственные растения в повседневной народно-медицинской практике в свежем и сушеном виде в форме настоев и отваров. В качестве ранозаживляющих и кровоостанавливающих средств часто использовались свежие растения или свежие соки растений.Среди населения края было широко распространено лечение комплексными наборами трав.
У коми в большом почете для лечения различных заболеваний была ключевая вода. Популярным средством в народной гигиене и медицине была вода, настоянная на золе (кунва). Повсюду она использовалась в качестве заменителя мыла для стирки белья, мытья головы. В щелоке принимали ванны больные кожными заболеваниями. Золой присыпали различные ранки. В дополнение к этой процедуре читался заговор.
Соленая вода считалась хорошим болеутоляющим средством при сердечных приступах, головных болях. Соль грели в печах и в мешочках клали на больные суставы, ушибы, синяки, поясницу. Таким же образом лечили и различные болезни позвоночника.
В арсенале лечебных средств животного происхождения значительное место в прошлом у коми занимали продукты охоты и рыболовства. Нередко в снаряжении охотников-промысловиков имелись пузырьки для сбора желчи (сöп), которая считалась эффективным лечебным и профилактическим средством: при разделке туши убитого зверя извлекали желчный пузырь целиком, высушивали его и растирали в порошок, который затем добавляли в пищу или чай. Сильно действующим и довольно распространенным лечебным средством являлись и применяются по настоящее время медвежий и барсучий жир. При простудных заболеваниях растопленный жир пили с горячим молоком, закапывали в уши и в нос. Им тщательно растирали тело при ломоте, болях в суставах, пояснице, ушибах. Использовался он и в качестве смягчающего средства при обморожениях и особенно при ожогах.
Лечение большинства болезней у коми-пермяков сопровождалось произнесением, как было уже отмечено, заговоров, и почти все заговоры и наговоры произносились в бане. В этих заговорах были обращения не только к божественным силам, но и к самой бане, ибо коми-зыряне свято верили в ее целебную силу.
Подробнее:
Народная медицина коми.
http://cntipk.ru/objects/narodnaya-mediczina-komi/
Народная медицина
https://комиокруг.рф/komi-permyaki/narodnaya-meditsina.html
Документальный фильм. «Коми incognito» Народная медицина Коми.
«Коми incognito» – серия фильмов о самых загадочных событиях в истории Коми, о неизведанных уголках республики, о необычных людях и необъяснимых традициях. От телеканала «Юрган»
Жеребцов, Н.Л. Трудный век строителей : О некоторых этапах истории строительства в Коми крае [Текст] / Н.Л. Жеребцов. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2008. – 488 с.
«На протяжении многих лет, а большая часть моей трудовой деятельности (около тридцати лет) прошла в Республике Коми, мне посчастливилось быть сопричастным к большим делам строителей, и я горжусь тем, что внёс свой вклад в общее дело…»
Автор книги «Трудный век строителей», Николай Леонтьевич Жеребцов, по образованию горный инженер-шахтостроитель. Около тридцати лет проработал в Республике Коми на хозяйственной, партийной и советской работе, из них треть – заместителем Председателя Совета Министров Коми АССР. Используя большой фактический материал и документы, он воссоздает историю становления и формирования строительного комплекса как базиса экономического развития Республики Коми.
Автор обстоятельно рассказывает об организации и работе исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа, военном и послевоенном периодах деятельности Коми Совнархоза. Из объектов интерес представляют строительство железных дорог Пинюг-Сыктывкар и Котлас-Воркута, угольных шахт, нефтепромыслов, нефтегазопроводов, дорог, ТЭЦ в Воркуте, Инте, Ухте, Печорской ГРЭС, линий электропередачи, Жешартского фанерного комбината, Сыктывкарского лесопромышленного комплекса и др. А для жителей нашего города будут интересны страницы, посвящённые строительству магистрального газопровода «Сияние Севера» и города «Вуктыл».
Исключительную ценность книге придают редкие архивные документы, а также большой список людей – творцов истории созидания. Именно им, всем строителям, когда - либо трудившимся на больших и малых стройках республики, автор посвящает свою книгу.
Книга вышла тиражом 500 экземпляров.