Режим работы:

htbvhfjnsyfcfqn2024

 

 

 

 

 

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

4

Филиалы

Логотип 100 лет РК

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Анк

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Усть-Цилемская горка

gorka3

#ГодНародногоТворчества2022Вуктыл

ЖИВАЯ НИТЬ ТРАДИЦИЙ

Усть-Цилемская Горка – это обрядовые гуляния, которые с 2004 года получили статус республиканского праздника. Яркое хороводно-игровое представление включает в себя ярмарочные гуляния, а для празднования выбирается высокое живописное место недалеко от р. Печоры.

История праздника насчитывает не одну сотню лет и берет свои истоки из мифологических представлений, связанных с поклонением божеству Яриле – символу весеннего солнца и плодородия. Именно поэтому праздник являлся началом трудового года и проходил между посевной и сенокосной стадиями.  Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.

Условно Горка делилась на три части и проигрывалась на протяжение всего дня. Утром молодежь и подростки выходили водить хороводы и петь песни. В таком действе проявлялась свадебная обрядность: момент выбора жениха и невесты. Для подростков это был момент вхождение во взрослую пору. Днем к молодежи присоединялись замужние женщины. А третьим этапом были вечерние гуляния, когда участие в празднике принимали все: и жители села, и гости из соседних деревень. Вечером обязательно проигрывали 7 фигур, которые носят ритуальный характер: «столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень», «плясовая». Исполнение фольклорных песен, содержащих в себе 17 основных сюжетов, нередко сопровождалось инсценировкой. Все гуляния проходили под наблюдением старших односельчан, которые учили молодых правильному ведению фигур.

В середине ХIХ века «Горка», по воспоминаниям старожилов села, проходила в Усть-Цильме на центральной улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска, раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.

Особую роль в Горочных гуляниях играет момент «снаряжения» и яркие традиционные костюмы усть-цилём. Сегодня традиционные наряды надевают на праздники и бережно хранят, передавая детям. Несмотря на богатый и праздничный вид, костюм обязывает к строгости и степенности, сохранению достоинства и скромности.

Празднование горок прекратилось в первой половине 20 века, а с 1970 года традиция начала возрождаться. В настоящее время «Усть-Цилемская горка» – республиканский праздник, который проводится 12 июля, в Петров день в селе Усть-Цильма. С 2011 года включен в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия.

gorka

gorka1

gorka2

Источник: https://100komi.ru/events/ust-czilemskaya-gorka/

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Народный праздник на воде «Пыжа гаж»

pijagag4#ГодНародногоТворчества2022Вуктыл 

ЖИВАЯ НИТЬ ТРАДИЦИЙ 

«Пыжа гаж» («Гулянье на лодках») – возрождённый в с. Керчомъя праздничный комплекс песенных и танцевальных исполнений, характерных для фольклорной традиции вычегодских коми. Центральными праздничными действиями являются: выступление мужских ансамблей гармонистов, исполнение коми народных песен женщинами, которые устраивают традиционное  «гулянье на лодках» по озеру Вад. В ходе праздника проходят соревнования местных мастеров-лодочников – чья лодка качественнее сделана, устойчивее на воде и быстрее на ходу. Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни. На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры,  многочисленные гости из различных сел Республики Коми.

 Изюминкой праздника являются соревнования местных мастеров-лодочников: чья лодка более качественно сделана, более устойчива на воде и быстрее на ходу. Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни.

У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. В 1967 году для гармонистов с. Керчомъя он написал керчомскую кадриль и работал вместе с ними. Ансамбль гармонистов пользовался большой популярностью среди сельчан. В 1969 году коллектив выехал на Республиканский фестиваль в город Сыктывкар. А в 1970 году поехал в город Ленинград с этой же программой.

Всех покорили обаяние, простота, искренность коми народа, об этом коллективе вышла статья в газете "Вечерний Ленинград". После этого в Керчомью приехала группа ленинградских кинематографистов. С песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они на лодках проехали по озеру Вад. Так сняли документальный фильм про гармонистов и певцов, который позже вышел в свет.

В 1993 году местные жители, вспомнив об этом случае, решили возобновить гулянье на лодках на озере Вад, праздник назвали "Пыжа Гаж". Праздник получил статус районного мероприятия.

pijagag6.jpg

pijagag5.jpg

pijagag.jpgpijagag2

Источники:

http://www.nbcrs.org/events/3394.html

https://siktivkar.bezformata.com/listnews/kerchome-proveli-prazdnik-ribakov/12672586/

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Свадебный обряд устьцилёмов.

cv1Свадебный обряд устьцилёмов представляет собой форму сохранения севернорусской старообрядческой культуры, представленной устными текстами, самобытным исполнением древнерусских песен и причети, спецификой танца. Сохраняется народная праздничная женская одежда. Участники обряда – родственники и односельчане. Важнейшими элементами обряда являлись заручение невесты, расплетение косы, благословление молодых, свадебный стол, исполнение лирических песен.

В настоящее время свадебный обряд значительно изменен, из традиционных элементов сохраняются: наряжание невесты в народную одежду, прохождение испытаний женихом и его «свитой», выкуп невесты, причеть, поднос, олабыши. Исполняются народные лирические песни.

В старообрядческой культуре в условиях утраченного священства свадебный обряд был единственной формой общественного признания новой семейной пары. Обрядовое «оформление» придавало молодоженам статус женатых людей (более уважаемых) в сравнении с теми, кто вступал в брак «уходом», «умыканием». Принципиальным отличием обряда является отсутствие жанра свадебных песен. Исключение песен свадебной тематики из обряда является следствием непростого отношения староверов к браку, существо которого при утраченном священстве на протяжении полутора столетий (конец XVII–XVIII вв.) признавалось блудом.

С середины XIX–до 60-х годов XX века самой распространенной формой брака была договорная. Договорному браку была свойственна публичность: участие в нём жителей деревни являлось их общинной обязанностью и служило своего рода санкционированием брака.

У устьцилёмов зафиксированы и такие реликтовые формы брака, как калым и умыкание. Умыкание невесты – древняя традиция, в западной славянской культуре было известно до конца XVI века. Как свидетельствуют факты, захват, насильственное завоевание невесты были нередки в усть-цилемской традиции, сохранявшиеся ещё в первой половине XX в. В случае успешного похищения статус жениха (молодого мужа) заметно возрастал, о нём односельчане говорили, как о герое.

Весьма прагматично объясняют традицию умыкания пижемские староверы, связывавшуюся с конфессиональными особенностями – сохранением репутации своих родителей: «Иногда, если дочь хотела выйти замуж за мирского, то похищение происходило с ведома родителей – перед людьми они выглядели невиновными, и никто не стал бы их осуждать, что добровольно выдали дочь не за своего старообрядца».

В настоящее время воссоздание свадебного обряда или отдельных его элементов (сватовство, смотрины) обусловлено интересом и потребностью молодых людей к упрочению семьи через сохранение традиций.

Народный интерес к подержанию семейных традиций на современном этапе возобновлен проектом «Родовой дом», благодаря которому многие семейные династии начали расписывать генеалогии, пишут воспоминания о представителях рода.

http://cntipk.ru/objects/svadebnyj-obryad-ustczilyomov/

cv3cv2.jpg

cv5cv4

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Народный праздник «Луд».

Луд 1Одним из самых ярких национальных праздников, отражающих самобытность Республики Коми, является межрегиональный народный праздник «Луд». Он традиционно проходит в Ижемском районе в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля в канун начала сенокосной страды.Время проведения праздника Луд - с вечера до восхода солнца.

История праздника уходит во времена языческие, когда люди были едины с природой. Поэтому главные темы праздника – растительность и сила воды. Ижемские старожилы вспоминали, что каждое село, каждая деревня в определённое время, от Ивана Купалы до Петровских дней, выходила гулять на луга.

«Гуляли» перед началом сенокоса или поста, то есть праздновали перед предстоящей долгой работой, страдой и петровским постом.

Сам праздник открывают «Ижемские ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота.

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закреплённое за каждым селом место - сикт (буквально «село») или подворье. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костёр, принимают гостей. На «Луде» проводится конкурс гармонистов.

Интересен «Хоровод невест». Это отголосок обряда инициации - перехода девочек в статус невест. В «хороводе невест» принимают участие молодые девушки, переходящие из подросткового возраста в период девичества. Это символический переход во взрослую жизнь. На «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали невест.

Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах».

Кульминация праздника - встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня, начало лета и конца ритуального действа. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, к предкам-родителям за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются заклички, восхваляющие солнце и молодую счастливую жизнь.

Празднование «Луда» было признано Республиканским и входит в пятёрку самых привлекательных мероприятий в России, связанных с национальным колоритом. В настоящее время праздник «Луд» - это бренд Ижемского района.

https://zen.yandex.ru/media/id/5d976f525d6c4b00adac9ed1/tradicionnyi-prazdnik-ijemcev--lud-60c867f3e72f9332f7b81e73

Луд 2

Луд 4

lud

Луд ко

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Родовые традиции устьцилёмов.

усть 2Родовые традиции включают в себя комплекс духовных и трудовых традиций рода: название или прозвище рода, историю его образования, сохранение родового дома.

 Родовые традиции устьцилёмов представляют важную часть локальной северорусской народной культуры. Благодаря преемственности поколений сохраняются династии, корнем семейственности является отчий дом, в котором собираются и ныне все представители рода, вспоминают предков, бытовую культуру. В родовых домах хранятся предметы быта, фотографии, создаются семейные музеи. Одной из форм сохранения семейных традиций в настоящее время является проект «Родовой дом», благодаря которому многие семейные династии возобновили составление генеалогий. Значительным фактором сохранения родовых традиций является организация и проведение выставок, посвященных семейным традициям, проведение районных конференций по теме «Родословия», создание семейных музеев и их популяризация. В настоящее время в с. Усть-Цильма действуют три семейных музея, на базе которых проводятся уроки краеведения. Такие музеи вызывают интерес не только у жителей края, но и у учёных, туристов, любителей старины.

http://cntipk.ru/objects/rodovye-tradiczii-ustczilyomov/

усть 4

усть 3

усть 6

1 3

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Промысловые традиции народа коми.

prom1Промысловые традиции составляют неотъемлемую часть традиционного образа жизни   народа коми. В них заключен многовековой опыт адаптации к условиям крайне-северной тайги — выработанные навыки изготовления и применения охотничьего и рыболовного инвентаря. Накопленные знания об окружающей природе позволили в полной мере использовать ресурсы среды обитания, обеспечивая их воспроизводство, а детально продуманные типы промысловой одежды, жилища гарантировали защиту от неблагоприятных природно-климатических факторов.

 

Производственные практики, уклад повседневной жизни в лесу в охотничий сезон регламентировались особыми правилами, определявшими поведение в лесу, отношение к природе, взаимоотношения между промысловиками. И производственный опыт, и промысловая мораль нашли отражение в различных жанрах фольклора, который играл важную роль в межпоколенной передаче традиций, сохранению представлений о престижности занятий охотой и рыболовством. В настоящее время промысловые традиции коми сохраняются в местах компактного проживания коренного населения, в основном, представителями старшего поколения охотников, осознающими их ценность и стремящимися передать молодежи.

Источники:

1. «Промысловые традиции народа коми».

Историко-этнографическая справка.Уляшев Олег Иванович, канд. фил.наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН.

Фотографии из личного архива О.И. Уляшева. Жилища, строения и быт промысловиков, ловушки,промысловое снаряжение,процесс.

http://cntipk.ru/objects/promyslovye-tradiczii-naroda-komi/

2. Документальный фильм «Охотники Расовы из усть–куломского села «Ручь» Телепередача «Миянйӧз»(КРТК «Юрган», 2020 г., Сыктывкар)

https://www.youtube.com/watch?v=u_KZi7wO7d8&t=2s

3. Книги из фонда Вуктыльской библиотеки.

Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине ХIХ – начале ХХ в.: Культура промыслового населения таёжной зоны Европейского Северо-Востока / Отв. ред. Л.Н.Жеребцов. М.: Наука, 1983.

Коми легенды и предания // Сост. Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1984.

Ильина Ирина Васильевна. Мужчина и женщина в традиционной культуре коми : [монография] / И. В. Ильина, О. И. Уляшев ; отв. ред. А. В. Головнев. - Сыктывкар : Ин-т языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2009. – 221с.

В дебрях Севера : Русские писатели XVIII - XIX веков о земле Коми / сост. и автор вступительных статей З. Я. Немшилова, Худ. В. А. Клейман, А. В. Мошев. - 2-е изд., испр. и доп. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1999.

Жеребцов Любомир Николаевич (1925 - 1991). Из жизни древних коми / Л. Н. Жеребцов, Н. Д. Конаков, К. С. Королев. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1985. - 134 с.

prom2

prom3

prom4

prom5

prom6

prom7

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми.Родовые знаки коми – ПАСЫ

pasiУ коми-зырян принято было знать своих предков до седьмого-десятого колена. В прошлом каждый род имел свою родовую метку – пас, которую ставили на документах вместо подписи, чертили на домах, вырезали на деревьях, отмечая таким образом границы охотничьих угодий. Подобные знаки существовали у всех финно-угорских и самодийских народов. Обычно пасы выполняли роль тамги. Тамга – это знак родовой или личной собственности. Если охотник положил на тушу убитого животного кусок бересты со своими символами, значит, эта туша принадлежит ему. Такие же знаки высекались, например, на охотничьих принадлежностях.

Знаками помечалась вся собственность семьи: земельные угодья, охотничьи тропы, орудия труда, бытовые предметы, утварь и т.п. Причем с такой целью они использовались очень долго. Ещё в прошлом веке жители деревень легко могли определить по знакам, кому принадлежит та или иная вещь.Почти не меняясь, пасы дошли до наших дней на прялках, вышитых и вязаных узорах.

Кроме того, пасы использовались как обереги. Основное определение пасов в коми языке – «Рöдвуж». Основная цель - противостоять мистическим силам и болезням, которые считались следствием недоброй духовной силы и порчи. Они несли в себе магический, ритуальный смысл.

Трудно сказать, когда коми-зыряне стали использовать собственные знаки. Однако при археологических раскопках древних могильников было найдено несколько предметов, на которые нанесены подобные знаки. Все они относятся к XII— XIV векам. Эти находки говорят о том, что у древних пермских народов существовала письменность задолго до того, как ее создал известный просветитель Стефан в конце XIV века.

https://grimoire.club/viewtopic.php?t=10641