Режим работы:

htbvhfjnsyfcfqn2024

 

 

 

 

 

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

4

Филиалы

Логотип 100 лет РК

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Анк

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Объекты нематериального культурного наследия. Традиции вычегодской росписи по дереву.

Rospis2Вычегодская роспись входит в ареал северных и уральских народных росписей по дереву. Она выполнялась коми мастерами – плотниками, столярами и набойщиками по тканям – выходцами из старообрядческих семей. Традиция этой росписи бытовала в конце XIX – первой четверти XX веков в коми селах и деревнях бассейна реки Вычегды, на территории современного Усть-Куломского района Республики Коми.

Росписью покрывали интерьеры изб, перегородки, разделяющие комнаты, мебель: залавки (шкафчики для посуды), филенки больших шкафов. А еще – детали ткацких станов, льнотрепала, прялки, швейки и деревянную посуду. Особенно интересны по декору расписные односоставные прялки, похожие по форме на овальное весло.

По технике письма, орнаментации и колориту роспись вычегодских мастеров существенно отличается от росписей русского Севера и Урала. Ни в одном другом районе предметы такого колорита, цветовой гаммы больше не создавались. При этом выполненные коми старообрядцами расписные изделия никогда не продавались и не вывозились ни на одну из ярмарок, поэтому практически не были известны за пределами бассейна Вычегды.

Подробнее узнать об особенностях вычегодской росписи по дереву вы сможете, пройдя по ссылкам.

Традиция вычегодской росписи по дереву.

http://cntipk.ru/objects/tradicziya-vychegodskoj-rospisi-po-derevu/

Самобытная роспись Верхней Вычегды.

https://ourreg.ru/2021/01/06/samobytnaja-rospis-verhnej-vychegdy/

Традиция росписи по дереву верхневычегодских коми в конце XIX – первой четверти XX века.http://www.komi.com/pole/files/(2014)_Sharapov_Zemcova_Folk_fine_art_komi_Vychegda.pdf

Традиционная культура народов Европейского северо-востока России.

https://ethnokomi.ru/folk/komi/txt222.htm

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Традиция росписи пижемской ложки.

Pizemskaia1В настоящее время народное искусство активно изучается в Республике Коми, но, к сожалению, за рамками внимания исследователей осталась самобытная пижемская роспись, как составная часть русской культуры Усть-Цилемского района – места компактного проживания русских, находящихся в окружении коми населения. Появление пижемской росписи связано с освоением Печорского края новгородцами с начала 16 века миграционным потоком старообрядцев. Рукописная традиция, принесенная первыми поселенцами и продолженная последователями старой веры, послужила источником для появления расписного промысла.

 

Орнаментика книжной графики (заставки, буквицы и концовки)  вдохновила  печорского крестьянина на создание изящного  неповторимого графичного узорочья для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью. На усть-цилемских ложках мы видим, как правило, геометрические орнаменты, выполненные осторожной и тщательно прорисованной линией, затем раскрашенные. Ложкарный промысел чудом сохранился до наших дней; еще в  70–80-е годы ХХ в. работали последние пижемские мастера, благодаря работам которых можно достоверно судить о технологии изготовления изделий с пижемской росписью.

Пижемские ложки изготавливались ручным способом при помощи топора и ножа-резака. По размерам, форме и назначению делятся на два типа: ложки  для еды – «пижемки» и черпаки – «ластовицы», которые используются в качестве поварешки. Обе разновидности ложек не претерпели каких-либо изменений в течение почти двух веков.

В прошлом сравнивали красоту девушки с изящностью пижемской ложки: «Молодка уж така баска, как пижемска ложка». Пижемская роспись все реже и реже  используется в творческой деятельности профессиональных художников-прикладников; работы самодеятельных мастеров утрачивают традицию.

Pizemskaia2

Подробней вы можете познакомиться в следующих источниках:

«Традиция росписи пижемской ложки». – Центр народного творчества и повышения квалификации.

http://cntipk.ru/objects/tradicziya-rospisi-pizhemskoj-lozhki/

«На русском севере пишут по- пижемски».

https://yarodom.livejournal.com/1518164.html

Видеоролик «Ложка с пижемской росписью». Автор Сидорова А.В.

https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20о%20росписи%20пижемской%20ложки&path=yandex_search&parent-reqid=1652255865547363-9264283080046259513-vla1-1620-vla-l7-balancer-8080-BAL-2641&from_type=vast&filmId=12177693046788738003

Видеоролик «Мастер-класс по пижемской росписи».

https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20о%20росписи%20пижемской%20ложки&path=yandex_search&parent-reqid=1652255865547363-9264283080046259513-vla1-1620-vla-l7-balancer-8080-BAL-2641&from_type=vast&filmId=1431876157389693252

Объекты нематериального культурного наследия. Традиции Удорской росписи

Udora

Образцы Удорской росписи во многом уникальны по технике исполнения.

По мнению современных исследователей, местными “центрами” по производству расписной деревянной утвари на Удоре вплоть до начала XX века были с.Чупрово и деревни Острово, Верхозерье, Тойма. Известно, что до начала 30-х гг. XX в. Во многих селениях на реке Вашка работали коми мастера старообрядцы-беспоповцы и скрытники. Скрытники - это люди, которые имели собственности и жили в домах зажиточных крестьян и купцов в тайных кельях.

Зарабатывали они тем, что занимались на заказ различными ремеслами: ткали, вязали, вышивали бисером, переписывали книги и писали иконы.

Занимались скрытники и росписью деревянной утвари.

Материалы полевых исследований свидетельствуют о том, что ещё в первой четверти XX в. в бассейне р. Вашка домовой росписью и декорированием деревянной утвари занимались коми мастера из старообрядческих родов.

Подробнее узнать об особенностях Удорской росписи вы сможете, пройдя по ссылкам.

«Традиция росписи по дереву коми старообрядцев Удорского района»

http://cntipk.ru/objects/udorskaya-rospis/

«Традиционные технологии росписи по дереву у коми старообрядцев Удорского района Республики Коми»

https://clck.ru/fr4Xt

«Мезенская роспись»

https://ourreg.ru/2019/06/05/mezenskaja-rospis/

«Настоящая мезенская роспись — какая она?»

https://clck.ru/fr6qi

«Традиционная культура народов европейского северо-востока России». Этнографическая электронная энциклопедия

https://ethnokomi.ru/folk/komi/txt222.htm

Видео-урок «Мезенская роспись. Символы, элементы и знаки».

https://clck.ru/fr6QK

 

 

 

 

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Деревянные резные календари коми-зырян

09 2016 razverstka reznogo kalendarya iz iz d.denisovka foto chuvyurova 771x1024

 

 Как в прошлом следили за временем коми-зыряне? Да очень просто. Для счета времени по юлианскому календарю коми – зыряне, начиная с XIV века и до 20 годов XX века, использовали так называемый «охотничий» деревянный резной календарь «пас» или «пусвятси». Существует предание, что этот календарь был придуман или принесен святителем Стефаном Пермским, крестителем предков коми – Перми Вычегодской.

 Некоторые старинные календари содержали свыше сорока пасов. Несмотря на простоту в изготовлении, пусвятси имелись далеко не у каждого: владеть ими имели право лишь главы больших семей и вожаки промысловых артелей, которые и следили за ходом времени.Примечательно, что в среде русского населения сел и деревень бассейна рек Пинега и Мезень, а так же за Уралом у обских угров, аналогичные резные календари до настоящего времени определяются местным населением как «зырянские».

d79ebb85fa6a88f09ac956e0ab904b11

Подробнее можете узнать:

Источники:

Пусвятсi – резные деревянные календари коми-зырян.

http://cntipk.ru/objects/pu-svyatsi-reznye-derevyannye-kalendari-komi-zyryan/

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 4 (24), 2013г.

http://www.hcpncr.com/journ2413/journ2413sivkov.html

Время важных свершений. 1-я вуктыльская скважина

pb

 

60 лет назад в 1962 году была пробурена первая вуктыльская скважина.

«…В один из дней 1960 года радиостанция Ухтинского геофизического треста получила срочные радиограммы с берегов Печоры. Начальник Вуктыльской сейсморазведочной партии А. И. Дохсаньянц и старший геофизик И.И.Фрадин срочно просили топографов для расширения площади поисков. Были пробиты в таежных дебрях дополнительные десятки километров профилей.

 

 А через несколько дней после этого пошли новые радиограммы геофизиков: срочно высылайте топографов, структура продолжается на Север…

Такого еще не было в практике работ ухтинских сейсморазведчиков. Гигантская подземная складка бесконечно тянулась параллельно цепи горных хребтов Урала. Геофизики трудились и зимой, и лето. И вот контуры невиданной еще структуры определены. Эстафета передана буровикам…

«Вот как об этом вспоминает ветеран Вуктыла, главный инженер управления разведочного бурения Рустам Каримович Латыпов: «23 марта 1962 года…наша вахта во главе с бурильщиком Скребневским начала бурить основной ствол первой на Вуктыле скважины. Бригадой руководил инженер Мистенев. По традиции в шахту бросали мелкие монеты, чтобы скважина была счастливой. А бурить было тяжело – нет никакой базы, каждую мелочь возили за двести километров. Из жилья – один домик. Продукты и материалы доставляли специальные болотные трактора. Об их «скорости» можно судить по такому примеру: от берега Печоры до первой скважины (расстояние 18 километров) два высокопроходимых трактора делали один рейс за неделю…

[Только] В октябре 1964 года при испытании пробуренной нами скважины № 2 зажатый в недрах газ начал выбрасывать раствор. Это был первый вуктыльский газ! Тогда еще буровики не знали, что скважина № 2 станет исторической, даст начало новому газоконденсатному месторождению».

Источник:

Вуктыл и вуктыльцы: время важных свершений : К десятилетию образования района И.Ф. Кортошкин, первый секретарь райкома КПСС.- Текст: непосредственный // Сияние Севера.- 1985 .- 23 марта (№ 35).

Краеведческие уроки в школе. Биармия

biarmia1

 

Для учащихся 6-х и 8-х классов МБОУ «СОШ № 1» и МБОУ «СОШ № 2 им. Г.В. Кравченко» прошли краеведческие уроки «Биармия – загадочная страна». Могла ли Биармия располагаться на территории нашей республики? Кем предположительно была заселена эта удивительная страна? Не могут ли биармийцы быть предками народа коми? И действительно ли поэму «Биармия» Каллистрата Жакова можно назвать фольклорным произведением Севера? До сих пор среди историков ведутся споры о существовании этого государства.

 

Обо всём этом и рассказала ребятам работник библиотеки.

biarmia2biarmia4

biarmia3biarmia5biarmia6

 

 

К родным истокам

komip1

С 10 по 17 марта в детской библиотеке прошли мероприятия, посвящённые 100-летию Республики Коми. Фольклорный час «К родным истокам» посетило более 70 дошкольников из детского сада «Золотой ключик». Библиотекари рассказали ребятам о возникновении коми азбуки и письменности, а заглянувший в гости герой коми легенд и сказок Верса, предложил посмотреть кукольный спектакль по мотивам коми сказки «Кот и Петух».

 

 

Несомненно, знакомство детей с коми фольклором обогащает их впечатлениями, пробуждает интерес к коми культуре.

 komip2komip3

komip4kovip6

XUzKTj4xRD0q0PES1We d0