Режим работы:

htbvhfjnsyfcfqn2024

 

 

 

 

 

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

4

Филиалы

Логотип 100 лет РК

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Анк

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Искусство меховой аппликации ижемских коми оленеводов

ishma1

 

Изготовление и украшение изделий из меха исторически широко применяется в быту у ижемских коми так же, как и у многих других народов Севера и Сибири, традиционно занимающихся оленеводством. Искусство меховой мозаики, которое получило яркое, самобытное развитие у ижемских коми оленеводов – феномен, сформировавшийся на трансграничье самодийской (ненцы) и обско-угорской (ханты и манси) традиций. В каждой семье ижемских коми можно увидеть меховую одежду, обувь и различные хозяйственные предметы, декорированные в технике меховой аппликации. До настоящего времени многие коми мастерицы из семей оленеводов в совершенстве владеют искусством обработки шкур и декорирования меховых изделий. При изготовлении изделий из меха коми, ненцы и обские угры применяют единые технические приемы. Вместе с тем, меховая аппликация ижемских мастериц имеет ряд существенных отличий.

 

 Например, многие изделия из меха ижемских коми оформлены типичными для ненцев простыми геометрическими узорами, но имеютиной колорит, поскольку их шьют только из оленьего белого и коричневато-серого меха. Так же самобытные черты меховой мозаики коми в большей степени проявились в бытовых вещах, особенно в сумочках для швейных принадлежностей. Большинство узоров, оформляющих эти изделия, характерно для народного искусства коми. Коми-зырянские изделия по своему декору более строги и лаконичны. В отличие от ненцев и обских угров в изготовлении изделий из меха в семьях у коми оленеводов женщины никогда не применяют шаблонов — выкроек для орнамента. Коми мастерицы более склонны вносить определенные изменения в традиционную технологию покроя и декорирования меховой одежды.

ishma2ishma3ishma4

Например, любую геометрическую композицию в меховой аппликации коми женщины всегда воспроизводят по памяти, поэтому даже при повторении какого-либо мехового узора первоначальный изобразительный мотив неизбежно изменяется, утрачивает некоторые детали.

Более подробно об искусстве меховой аппликации ижемских коми оленеводов вы можете узнать ЗДЕСЬ

http://cntipk.ru/objects/iskusstvo-mehovoj-applikaczii-izhemskih-komi-olenevodov/

https://bstudy.net/754835/turizm/iskusstvo_mehovoy_mozaiki_olenevodov_evropeyskogo_severa_zauralya

«Словно лебеди полетом, жизнью красен человек!»

YushckovГеннадий Анатольевич Юшков родился 14 марта 1932 года в деревне Красная Часовского сельсовета Сыктывдинского района Коми автономной области.

Среднюю школу окончил в городе Сыктывкаре. Работал журналистом на Коми радио. В 1958 году окончил Литературный институт им. A.M. Горького. Пришел в литературу в 1950-е годы как поэт, драматург, прозаик. Первое стихотворение «Мирлöн асыв» («Мирное утро») было напечатано в журнале «Войвыв кодзув» в 1952 году, первый сборник стихов «Медводдза сёрни» («Первый разговор») вышел в 1959 году.

Г.А. Юшков - автор более десятка пьес. Самые известные из них - комедии «Макар Васька - сиктса зон» («Макар Васька - сельский парень»), «Кыськö тай эмöсь» («Бывают же такие»), пьесы «Ен ныв»

(«Дочь бога»), «Коми бал». В пьесах Г.А. Юшков защищал самобытность человека, его право быть самим собой. Внёс большой вклад в развитие коми прозы романами «Чугра», «Рöдвуж пас», «Бива».

Геннадий Юшков известен и как детский писатель. Он является автором книг «Сам знаю» , «Чистая рубашка», «Шаловливый народ», «Полное лукошко», «Коми смешинки».

Член Союза писателей СССР с 1961 года. С 1978 по 1994 годы Г. А. Юшков - председатель правления Союза писателей Коми.

Лауреат Государственной премии Коми АССР. Лауреат премии Союза писателей РСФСР. Награждён орденом «Знак Почета». Народный писатель Республики Коми. Заслуженный работник культуры РСФСР.

Умер писатель 20 мая 2009 года в г. Сыктывкаре.

kniga.jpg

В 2017 году вышла книга его вдовы Галины Юшковой «Пятьдесят один год любви.

Воспоминания о Геннадии Юшкове». В ней Галина Евгеньевна вспоминает: «Одна из наиболее удачных песен на стихи Гены – «Марьямоль» (Лесной пион). Казалось бы, незатейливые стихи, незатейливая мелодия, но сколько в этой песне любви к родной земле, высказанной от души. Стихи «Марьямоль» имеют свою нежную историю. Как-то из поездки по Илычу Гена привез необычайно крупные черные семена, высыпал их передо мной и говорит:

— Я тебе на бусы привез, это семена цветка «Марьямоль» – дикого пиона. Мне о магической силе этого цветка рассказала женщина-травница из Подчерья. Там женщины носят бусы из таких семян, они, по древним поверьям, спасают от всякого рода напастей.

— Но они такие крепкие, жесткие, как их проткнуть да нитку продеть?

— Я тебе помогу их на нитку нанизать. Знаешь, после остановки в Подчерье и разговоров с травницей мы ехали по Илычу, и на одном из островов мой спутник увидел настоящие «заросли» этого редкого цветка, и я собрал для тебя эти семена.

Сами цветы дикого пиона очень простые, не произвели на Гену сильного впечатления, а вот большие торчащие стручки с такими крупными семенами и древние поверья об их магической силе очень его удивили. Там же, на Илыче, и сложились у него стихи «Марьямоль». Вернувшись в Сыктывкар, Гена показал стихотворение В. Мастенице, и вскоре по телефону Вацлав пропел ему песню. Мелодию Гена забыл. Некоторое время спустя Геннадий поехал в Усть-Вымь, на какой-то сельский праздник, по-моему, на День поэзии. Самодеятельные артисты давали в клубе концерт, и вдруг он услышал вроде знакомую песню. Приехав, он рассказывает: «Слушаю и ушам не верю, они же мою песню поют». Так неожиданно для Геннадия состоялась презентация его песни. Теперь эта песня стала почти народной, и поют ее не только в Коми, но и во всем финно-угорском мире…».

knigiИсточники:

Геннадий Анатольевич Юшков : биобиблиогр. указ. / Нац. б-ка Респ. Коми ; библиогр. отдел ; сост. Е. М. Демина. – Сыктывкар, 2004. – 92 с.

Самар, И. Сентябрь: Вацлав Мастеница. Композитор, певец, аккомпаниатор…/ Ирина Самар. -Текст : электронный // Регион. Ежемесячный журнал о Республике Коми : сайт.- 2017-2021. – URL: https://clck.ru/dYkLB(дата обращения: 10.03.2022).

Юшков Геннадий Анатольевич.- Текст : электронный // Культурная карта Республики Коми: все о культуре республики и не только / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми. Сыктывкар, 2013-2018. URL: http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/literatura.Pisateli.YUshkov_Gennadiy_Anatolevich/ (дата обращения: 10.03.2022).

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми

Живая нить традиций.

Технология изготовления традиционного усть-цилёмского праздничного женского костюма.

 

yc

 Пять веков Усть-Цильма бережно и трепетно хранит свою уникальную культуру.

Сохранён и активно распространяется традиционный костюм. Он передавался по наследству и был обязательной частью приданого невесты. Приверженность старообрядчеству, строгой и требовательной вере предков, распространялась на семейно-бытовую и культурную стороны жизни усть-цилёмов. Благодаря этому, сохранилось богатое духовное наследие.

 

На основе изучения усть-цилёмского костюма возникла теория «боярского» происхождения усть-цилёмов. Её сторонники ссылались в качестве доказательства на богатую праздничную одежду усть-цилёмских женщин.

Не случайно участники этнографических экспедиций, изучавших народное гуляние «Горку»,главное событие в году, отмечали, что сам праздник начинается не на горочной площадке и не с первого хоровода, а в домах участников – с приготовления и одевания праздничного наряда. Извлечение костюмов из сундуков, их одевание, требующее особого мастерства, уподоблялись ритуальному акту, задавали тон предстоящему празднику.

На Горку всегда надевали самое лучшее. Ткани для костюмов привозили купцы, за покупки отвечали мужчины, которые не скупились: костюм, который показывался на Горке, был мерилом статуса и достатка хозяина дома.

Усть-цилёмский наряд – дело тонкое, а надеть его правильно – целое искусство. Необходимо учесть и материал, и цвет, и размер, и возраст, и статус, и множество других особенностей. Праздничный костюм и умение его «нести», определяли так же стиль поведения хороводниц на празднике.

Узнать подробнее о празднике «Горка» и технологии изготовления традиционного усть-цилёмского праздничного женского костюма вы сможете, пройдя по ссылкам.

Усть-Цилёмский традиционный костюм https://stranamasterov.ru/node/636480

Описание традиционного усть-цилёмского праздничного женского костюма https://clck.ru/dWS7c

Технология изготовления традиционного усть-цилёмского праздничного женского костюма

https://clck.ru/dWRvs

Интересные факты вы можете узнать здесь: https://clck.ru/dWXuH

Короткометражный социальный фильм. « Женский усть-цилёмский народный костюм». Полиенко Аполлинария. Фестиваль социальной рекламы «Ладошка 2021». https://clck.ru/dWY2T

 

 

 

«Слишком век наш стремителен…»

ionov 2«…Промчится жизнь стремительнее мига,

Но не дадут пропасть мне в черной мгле,

Наверно, мной написанная книга

И все мои деревья на земле»  

Юрий Андреевич Ионов родился 21 февраля 1942 года в городе Пугачеве Саратовской области. Окончил Московский лесотехнический институт. В 1964 году приехал в Республику Коми. Работал инженером-технологом в Дутовском леспромхозе, затем в Троицко-Печорской сплавконторе. С 1966 года работал журналистом в Троицко-Печорской районной газете «Заря».

 

Заочно окончил Литературный институт имени A. M. Горького (1972), сценарный факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии (ВГИК) (1979). Продолжительное время Юрий Ионов был сотрудником газеты Сыктывкарского ЛПК «Огни Вычегды» и газеты «Вечерний Сыктывкар». Первые стихи опубликовал в девятнадцать лет.

В 1980-е годы вышли стихотворные сборники «Белой ночью», «Солнце отражается Печорой», в Москве увидела свет книга «Праздник проводов зимы». Стихи Ю.А. Ионова публиковались во многих сборниках и альманахах «Сыктывкар», «Белый бор» «Поэзия» и др. Поэтическое творчество поэта посвящено Коми краю, ее труженикам, философски осмысливается северная природа и человек.

В 1990-годы литератор обращается к актуальной в тот период политической тематике, размышляет о тех общественно-значимых переменах, свидетелем которых ему довелось быть.

io1В 90-х начале 2000-х годов издаются его наиболее крупные прозаические произведения – романы «Нашествие -1991», «Спас на Печоре», «Сыны Ивана Сусанина».

Роман-хроника «Спас на Печоре» охватывает отрезок времени, 30-е - 60-е годы прошлого века и повествует о первых спецпереселенцах, мятеже заключенных в Усве, старообрядцах на Печоре.   Литературно-историческое исследование «Сыны Ивана Сусанина» о суровых испытаниях, через которые проходила Россия на протяжении трех столетий – от начала царствования династии Романовых до Октябрьской революции 1917 года.

Поэт, живущий в Коми республике более 40 лет, внес свой вклад и в переводы коми поэзии – произведений Ивана Куратова, Серафима Попова, Владимира Тимина, Александра Некрасова, Василия Лодыгина. Ю. А. Ионов совместно с композитором Марком Новоселовым – автор песен о земле Коми.

Юрий Андреевич Ионов - член Союза писателей СССР с 1988 года. В 2009 ему присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми».

str 0ыек 1

Источники:

Ионов Юрий Андреевич.- Текст : электронный // Союз писателей Республики Коми : Гижысь Котыр /Региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России» : сайт. - 2013-2022. – URL: http://soyuz-pisateley.komi-nao.ru/persona/ionov-yurii-andreevich (дата обращения: 16.02.2022).

Кречетова, А. Юрий Андреевич Ионов /А. Кречетова .-Текст : непосредственный // Писатели коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. / ГБУ РК «Нац. б-ка Респ. Коми», ФГБУН «Ин-т яз., лит. и. истории КНЦ УрО РАН».- Сыктывкар,2017 - .

Т. 1 : А –Л.- 2017.- С. 383-387.

 

Балалаечный Страдивариус

nalimov

Семен Иванович Налимов родился 1 февраля 1857 года в крестьянской семье Сретенского общества Вильгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (в настоящее время село Выльгорт Республика Коми). В семье Налимовых было пятеро детей. Отец – государственный крестьянин, занимался кузнечным ремеслом. Подростком Семен попал в учение к столяру, показал себя способным учеником и за несколько лет стал мастером-краснодеревщиком. В 1878 был призван на военную службу. В1884 году  Семен Налимов был уволен в запас. Через пару лет в поисках заработка он уехал из родного края в Тверскую губернию. Нанялся столяром на постройку дома в имении Услада, выполнял различные заказы по изготовлению мебели и через несколько лет стал известен как первоклассный столяр-краснодеревщик.

 В 1890 году Налимов познакомился с организатором первого русского оркестра русских народных инструментов Василием Андреевым. В своих воспоминаниях Андреев так описывает знакомство с Налимовым: «В речке, протекающей близ имения, нашелся мореный черный дуб и в довольно большом количестве.

  Я достал со дна этой реки несколько очень больших дерев, и мне хотелось сделать из них мебель, для чего, конечно, нужен был столяр. Услыхав, что у старшины работал хороший столяр, я отправился и встретился с Налимовым. Кончилось дело тем, что он поехал ко мне и проработал у меня не более и не менее как 26 лет. Сначала Налимов делал у меня из черного дуба художественную резную мебель. Меня поразило совершенство его работы, и я предложил ему заняться выделкой балалаек. Инструменты его работы – балалайки, домры – по красоте тона, художественной законченности работы не имеют себе, по крайней мере до сего времени, равных. Никто из известных мне мастеров не превзошел его работ, да, вероятно, долго и не превзойдет».

В. Андреев в своей деревне Марьино устроил «Экспериментальные мастерские по выделке образцовых музыкальных инструментов». Мастерская была снабжена лучшим по тем временам очень точным и совершенным немецким столярным инструментом. Механических станков в мастерской Налимова не было.

Из своей работы Семен Налимов не делал секрета. Под его руководством и вместе с ним в разное время работало много учеников. В 1898 году к 10-летию андреевского оркестра Налимов изготовил комплект из 16 инструментов. В 1902 году лично для Василия Андреева он сделал балалайку под номером 102, которая оказалась вершиной его искусства.  Всего мастером изготовлено около 300 инструментов, из них около 70 — для оркестра Андреева. К 1900 году Налимов уже не имел равных конкурентов в области изготовления русских народных инструментов.

Творения С. Налимова были дважды выставлены на всемирных выставках в Париже. Летом 1900 года он был награжден в Париже бронзовой медалью. Инструменты С. Налимова выставлялись и на первой Всероссийской выставке музыкальных инструментов «Музыкальный мир» в Санкт-Петербурге в 1906-1907 годах, где они были удостоены Большой золотой медали.

В 1911 году по представлению В. Андреева за создание высококачественных инструментов С. И. Налимов был удостоен звания потомственного почетного гражданина. В 1915 году ему была вручена золотая медаль с надписью «За усердие».

Семен Иванович Налимов умер 22 августа 1916 года в Петрограде от туберкулеза горла. Андреев проявлял заботу о С. Налимове и в конце его жизни, когда, уже умирающего, перевез в Петроград, в больницу на лечение. С. И. Налимов был похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Но его могила не сохранилась. Мастерская Налимова в Марьино существовала до 1931 года.

После смерти мастера его инструменты находились в оркестре Андреева, а также у музыкантов. Во время блокады Ленинграда инструменты Налимова вместе с библиотекой и архивом Андреева были перевезены в Москву. А после войны часть их была возвращена в Ленинград и находится сейчас в оркестре русских народных инструментов имени Андреева при Ленинградском радио и телевидении, а также на постоянной выставке музыкальных инструментов Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Часть налимовских инструментов была оставлена в Москве, находится сейчас в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки, а также у частных лиц — музыкантов и коллекционеров.  Налимовские балалайки до сих поражают своим совершенством форм и красотой звука: серебристым тембром, чистотой, глубиной и певучестью звучания при игре на всех струнах и во всем диапазоне. Инструменты налимовской работы уже музейная редкость, и их также трудно достать, как скрипку работы Амати или Страдивариуса.

 

nalimov2

В 2005 году в Выльгорте был установлен памятник мастеру. Его поставили в сквере перед детской музыкальной школой, носящей его имя.

 

Источники:

Артеев, А. Страдивари из Выльгорта / Артур Артеев.- Текст : электронный // Республика : сайт. – 2017. – 6 февр. – URL:  http://respublika11.ru/2017/02/06/stradivari-iz-vyilgorta/ (дата обращения: 01.02.2022).

Налимов Семён Иванович // Balalaika.org.ru. Все о русской балалайке : сайт.- 2009-2022.- URL:  https://balalaika.org.ru/peoples-nalimov.htm (дата обращения: 01.02.2022). – Текст : электронный.

Краеведческие уроки "Край в котором я живу"

kr4В январе сотрудниками центральной библиотеки к 100-летию Республики Коми были проведены краеведческие уроки с учащимися 6-8 классов школ города. На уроках по теме «История коми края» и «История земли Вуктыльской» детям в доступной форме рассказали об освоении северного края, открытии месторождения в Вуктыле, о развитии Вуктыльского района. Для учеников 7 и 8 классов прошли уроки «История Усть-Сысольска», где ребята узнали об истории возникновения столицы республики, познакомились с достопримечательностями города, с архитектурными памятниками прошлого века, с историей улиц города и их историческими названиями. В рамках года народного творчества в 7 «б» классе школы №2 прошел краеведческий урок «Культурное наследие коми: обряды и традиции», где дети узнали о семейных и охотничьих традициях, обычаях, обрядах, традициях национального костюма и песенной культуре. Мероприятия посетило более 70 учащихся.

kr1 kr2

Лунтик и Республика Коми

5В сентябре 2019 года, в читальном зале центральной библиотеки Вуктыла,   состоялась предоставленная   Национальной галереей Республики Коми выставка   современной мультипликации «Мультистории Дарины Шмидт: Лунтик и все-все-все». Кто не знает мультфильм «Лунтик и его друзья»? Только те, у кого давно выросли дети. Так вот Дарина Шмидт- «мама» Лунтика. Это она придумала образ розового существа, чем-то похожего на плюшевого медведя, с большими глазами и миленькими четырьмя ушками.   А при чем тут спросите Вы, Республика Коми?Дело в том, что прадедом Дарины Шмидт был Александр Холопов, первый профессиональный архитектор республики.

Дарина Шмидт по образованию – режиссер мультимедиа, с 2003 года работает на студии анимационного кино «Мельница». Ее дебют как художника состоялся под руководством режиссера Константина Бронзита в фильме-сказке «Кот и лиса». Дарина Шмидт участвовала в работе над полнометражными мультфильмами, причем не только в качестве художника-мультипликатора - она и режиссер, и сценарист, и редактор. Имя Дарины Шмидт можно найти в титрах мультфильмов "Про Федота-стрельца", "Три богатыря и шамаханская царица", "Три богатыря на дальних берегах", "Иван Царевич и серый волк". В 2007 году художница выпустила авторский фильм "Маленькая Василиса".

«Маленькая Василиса»

Приятного просмотра

 

«Кот и лиса»

Приятного просмотра