pushssilka24

Режим работы:

htbvhfjnsyfcfqn2024

 

 

 

 

 

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

4

Логотип 100 лет РК

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Анк

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Пиня-из

Поселок Пиня-из

Из книги "Вуктыл. Дороги, которые мы выбираем", глава 4

У каждого из нас есть своя малая Родина, которая дорога не меньше большой.

Стоит ли удивляться, что не хотят люди, чтобы исчезла с лица земли эта родина, чтобы не угасла память о ней в документах, сердцах людей.

Мы хотим привести письмо бывших жителей посёлка Пиня-из Г.И. Зеховой, Н.А. Мельниченковой, АС. Корытовой, А.Д. Каменской, У.Ф. Артемьевой и П. Маньяновой, М.М. Мартыновой, дочери репрессированного Матвея Петровича Корельского, опубликованное на страницах газеты «Сияние Севера», надеясь, что время расставит все на свои места.

«2001 год был богат на юбилеи, одно только 80-летие государственности Республики Коми чего стоит. Но была ещё маленькая годовщина, которую мало кто заметил 70-летие посёлка Пиня-из. Первое время он относился к Троицко-Печорскому району, потом к Усть-Усинекому, Кожвинскому, Печорскому, а сейчас входит в границы Вуктыльского района. Возможно большинство жителей района и не знают о его существовании. Мы напомним.

Морским пароходом из Архангельска по Белому и Баренцеву морям до Нарьян-Мара везли раскулаченных крестьян из Вологодской и Архангельской областей. В Нарьян-Маре людей пересадили на баржи. Это было в начале июля 1931 года прошлого века. Барж было шесть. Их тащили на буксире по реке Печоре два буксирных парохода «Социализм» и «Печорский пионер». Последние две баржи оставили в Новом Бору, две другие - в Песчанке, а две первые баржи, на которых ехали переселенцы с большими семьями, дотащили до деревеньки Усть-Воя. Июль уже был на исходе.

Высадили, выгрузили на берег под горой, где находилась деревенька из 6-ти домов. Четыре ночи ночевали под открытым небом на берегу, благо было тепло и не было дождей. Затем матерей с детьми вновь посадили на пароход «Социализм» и повезли в село Щугор, которое стояло в 30-ти километрах от деревни Усть-Воя.

Эти семьи поместили в большой сарай, на полу которого было разостлано сено, где все и спали вповалку. Потом людей разместили по квартирам. Взрослое население относилось к нам с пониманием, подкармливали нас молоком, хлебом.

В это время трудоспособных, оставленных на берегу под горой, тоже разместили по квартирам. Большинство же жило в часовне (5 километров от берега), в землянках и времянках. Трудоспособные были людьми деловыми - мастера на все руки. Площадка для будущего поселка была отведена в дремучем лесу, примерно в полутора километрах от деревни, вдоль реки Воя. Вырубали лес, корчевали, очищая площадку. Из вырубленных бревен строили бараки для жилья. Все были заняты работой. Женщины драли мох для строительства.

Работали все добросовестно, с раннего утра до позднего вечера, чтобы успеть до холодов перейти жить хоть в бараки. Построили баню, скотный двор, пекарню, столовую. Потом в бараках жили по 4-5 семей в одной комнате.

Тесно, но жили дружно, помогали друг другу. Трудно, голодно, тяжело, но не унывали. Жители посёлка выжили благодаря природе и трудолюбию. В лесу было много грибов, ягод. Делали заготовки на всю зиму. В речке Воя бреднем ловили малявок. В тридцатые годы природа была экологически чистой.

Осенью, в конце сентября - в октябре был второй привоз раскулаченных. Большинство из них приехали больные, вшивые. Началась эпидемия сыпного тифа, которая унесла жизни многих православных людей. Порой семьи теряли по три-пять человек. Кроме этой болезни, болели брюшным тифом, цингой, куриной слепотой и др. Ежедневно хоронили 7-10 человек. Сначала хоронили в гробах, потом не успевали делать гробы и стали хоронить в общей могиле, штабелем укладывая людей друг на друга... Почти все переболели. Выжили самые крепкие, самые выносливые. Здоровые люди продолжали строить. Был возведен деревообрабатывающий цех, которым руководил Василий Кузьмич Хвиюзов. Цех начал выпускать мебель: шкафы, столы, табуретки. Одновременно строилась и точильная фабрика, которая начала работать в три смены и выпускала доброкачественную продукцию: точила, жернова, бруски, оселки. Фабрика имела всесоюзное значение, ее продукция развозилась по всем уголкам Советского Союза.

Посёлок Пиня-из рос быстро в сторону реки Печоры и в сторону Каменной горы, где расположилась точильная фабрика. Между посёлком и точильной фабрикой находился лагерь заключенных Ухтпечлага.

Около фабрики был построен фабричный посёлок, где проживали фабричные рабочие. Много переселенцев умерло от туберкулёза лёгких. Рабочей силы стало не хватать, поэтому сюда были направлены трудоспособные люди из посёлков Гортъель, Ичет-Ды, Сой-ю. Был построен клуб, где показывали немое кино, спектакли, проводили собрания, танцы и другие мероприятия.

В 1931 году в посёлке построили двухэтажное здание, сначала в нём разместили семьи с детьми, а потом устроили школу-семилетку. В посёлке Пиня-из было много детей, которые пошли в пятый класс. В верхнем этаже были классы, в нижнем - интернат, столовая, и жили учителя. В мае 1935 года состоялся первый выпуск семилетней школы. В дирекцию школы пришло распоряжение - направить лучших учащихся на учёбу в село Мохча, чтобы они полумили профессию учителей начальных классов. Все направленные в 1938 году успешно закончили педучилище и получили направление в окрроно села Усть-Усы, который распределил их по районам. Все выпускники работали добросовестно, многие награждены, есть заслуженные учителя Коми ACCР отличники народного образования.

В посёлке Пиня-из был большой совхоз, на полях которого росли зерновые и овощи, они шли на питание в детский сад, в больницу, школу, столовую. Хватало на всю зиму. Имелось и большое овощехранилище. Заготавливали сено для скота. В основном работали учащиеся, начиная с 5-го по 7-ой класс. Многие учащиеся посёлка после окончания семилетки учились в речном техникуме села Щельяюр Ижемского района и в сельскохозяйственном техникуме села Ижмы. Учились и в Сыктывкаре в фельдшерско-акушерской школе (ФАШ), кооперативном техникуме, выезжать за пределы Коми АССР им не разрешали.

Труженики поселка Пиня-из внесли большой вклад в развитие Республики Коми. Поселок был передовым в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры, но почему-то незаслуженно забыт! Такой посёлок забывать нельзя! Он был основан 26 июня 1931 года.

В годы Великой Отечественной войны многие жители Пиня-из сражались на фронтах с фашистами и положили свои головы, чтобы Республика Коми росла и процветала. Когда в мае 1942 года репрессированных реабилитировали, многие, получив паспорта, выехали за пределы Коми АССР, но много потомков реабилитированных живет здесь и в настоящее время.

В 1931-1932 гг. во время эпидемии сыпного тифа треть посёлка вымерла. Осталось огромное кладбище, расположенное на высоком берегу Печоры за деревней Усть-Воя. Во второй половине 40-х годов с появлением лагеря заключённых, кладбище было уничтожено, кресты сожжены, могилы сравнены с землёй. На этой земле построены лагерные здания. Вот мы и считаем, что на месте захоронения православных переселенцев нужно поставить памятный знак, который виден был бы издалека, чтобы люди, проплывая по Печоре на теплоходах, лодках, «Ракетах» могли помянуть этих людей, поклониться и перекреститься, а теплоходы дать сигнал в память безвинно и безвременно умерших. Такой знак есть на месте посёлка Ичет-ды, и надеемся, что найдутся и в Вуктыле средства и люди, чтобы и Пиня-из не исчез из памяти».

 

ПОКАЯНИЕ – Сыктывкар, 2001г. 2001

Т. 4 Часть 2

Спецпоселок Пиня-из

В 1931 г. начались репрессии. И тысячи людей пострадали от этих репрессий - в основном крестьянство. Чтобы подвести семью под репрессию, находились всевозможные причины. Но у правительства была, видимо, одна - освоение северных мест. Людей высылали из своих домов, в чем были. Давали на смену белье и часть одежды. Все нажитое годами тяжелым крестьянским трудом шло под конфискацию - дом, скот и прочее. Концентрировали арестованных в Архангельске. Людей, как скот, грузили в баржи и с Архангельска везли Белым и Баренцевым морями в устье Печоры-Нарьян-Мар. По Печоре баржи тянули пароходами вверх. По пути следования баржи оставляли. В Усть-Цилемском районе - где были из репрессированных образованы поселки Новый Бор, Росвино - всех не знаем. После Усть-Усы баржи были оставлены и образован из репрессированных п.Песчанка. Нас довезли до д.Усть-Воя, состоявшей, из нескольких изб. Высадили на берег, несколько семей провезли до д.Щугор. Сколько семьи потеряли своих родных в пути... Когда пароход приставал к берегу для пополнения запас дров, с барж хоронили умерших в пути. Хоронили в одну большую могилу. Это очень хорошо осталось в памяти, т.к. после Усть-Усы у д. Лыжа брали дрова и хоронили умерших, в числе которых была и наша родственница. И рожали женщины в этом кошмаре на барже. И вот на первый Спас привезли в д. Усть-Воя. Выгрузились с барж. Деревенька на горе, рядом река Печора, а кругом - сколько можно увидеть - лес. Цель привоза ссыльных была запланирована - построить точильную фабрику. В лес, к этой горе с точильным камнем, за 5 км от д.Усть-Воя вела тропинка, по которой можно было идти по одному человеку пешком. Гора с точильным камнем была известна еще до революции купцу (по рассказам местных жителей), но он не мог в одиночку осваивать - сложно все было. Каким-то путем немного разрушали и делали бруски - точить косы, топоры, ножи и прочее. Им же была там выстроена часовенка, куда ходили помолиться окрестные жители. Вот так и образовалась тропинка к горе.

Из ссыльных сразу же образовали строительную бригаду. Надвигались холода, и нужно было людям жилье. До снега построили несколько бараков, В каждой комнате (полы были в зиму земляные), в каждом углу были нары высотой в рост взрослого человека, и к нарам сделаны лесенки. На каждых нарах располагалась семья. Посередине стояла железная печь, длинный стол для всех семей и по бокам стола - лавки. Начались холода, а с ними и болезни. Ведь многим пришлось жить в землянках - временном жилье. Питание было более чем скудное. За зиму захоронения были на двух кладбищах. Но народ был выдержанный, работящий. В первый год построили деревообрабатывающий цех, больницу, двухэтажную школу, детсад, плотину, и уже на следующую зиму забыли про лучину - было электричество.

Естественно, сразу же строилась и точильная фабрика (1938 г.). На следующую навигацию завезли на фабрику оборудование. В то время таких фабрик в Союзе было 2 - на Урале и Печоре. Лес рубился планово, и весной шла раскорчевка. Создали хозяйственную артель, позднее стал колхоз, где выращивали почти все овощи, сеяли зерновые. Построены были скотные дворы, конюшни. Была организована рыболовецкая бригада. Река и лес кормили людей.

Так репрессированные создали новый посёлок, названный «Пиня-из» (зубастый камень).

Часть ссыльных работала на земле, а вторая часть - на фабрике. Но рабочей силы на точильной стало не хватать. Очень много уходило из жизни от туберкулеза. Шлифуя точила, бруски и прочие изделия из камня, люди не понимали, какую пыль они вдыхают, а результат - туберкулез. Тогда семьями приезжали люди из Ичет-Ди, Сойю, Гортьеля, т.к. условия жизни в Пиня-из считались получше. Приехавшие сразу расселялись в дома (двухэтажные), специально выстроенные в километре от фабрики. Возможно, и агитация была поставлена. Но вероятнее всего, репрессированных тех поселков направляли для работ на фабрику не по доброй воле.

За несколько лет (года 3-4) поселок было не узнать. Дома отделали. Большинство семей имело отдельные комнаты. Строили семьи и свои дома. Были построены аттракционы игровые для детей. Все старались сами ссыльные. Были среди ссыльных образованные люди, инженеры и вообще от Бога умельцы. От фабрики до пристани, где были выстроены фабричные склады, была проложена узкоколейка (5 км), по которой грузы возили на мотовозе. Был выстроен замечательный клуб. Работали кружки самодеятельности, созданные репрессированными. Очень часто крутили кино. Начали смотреть еще немое (не озвученное). На спектакли самодеятельности, на концерты и кино давались поощрительные билеты за хороший труд.

Геологами велись и буровые работы. Из одной скважины (рядом с фабри кой) пошел сероводород. Была задумка впоследствии построить там водолечебницу. Эту воду возили в больницу для лечения. И очень хорошо помогала больным людям. Но лечебнице не суждено было быть. Истощилась гора с точильным камнем, а вместе с этим стала угасать жизнь поселка Пиня-из. В послевоенные годы, когда репрессированным выдали паспорта, и они получили право выезда, многие уехали. Распался колхоз, другие бригады, и угасла в прессе слава о поселке Пиня-из, когда-то так звучащая, и снова вернулось прежнее название деревни - Усть-Воя. И очень жаль, что исчезло название поселка Пиня-из. Потомки тех репрессированных могли бы гордиться этим поселком (хотя бы названием) и родными, создавшими в адских условиях этот поселок и так много сделавшими для северного края. Память о них следует хранить.

Контакты

Адрес:
ул. Комсомольская, 20
город Вуктыл
Республика Коми

 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон: Центральная библиотека - 8(2146) 2-13-34
Факс: 8 (2146) 2-16-49

 

 

Интернет приемная

 

Информация

для граждан, желающих направить обращение в форме электронного документа в Интернет - приёмную МБУК "Вуктыльская центральная библиотека"

1. Официальная Интернет-приемная Муниципального бюджетного учреждения «Вуктыльская центральная библиотека» (http://vukt-bibl.org.ru ) является дополнитель-ным средством для обеспечения возможности обращений граждан к директору МБУК «ВЦБ» в форме электронного документа.

2. Электронные обращения граждан, направленные через официальную Интер-нет-приемную МБУК «ВЦБ», обрабатываются отделом ЦОД.

3. Перед отправкой обращения в форме электронного документа необходимо корректно заполнить электронную форму.

4. Ответ на обращение либо уведомление о его переадресации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты (e-mail)  и в письменной форме по почтовому адресу, указанному гражданином в электронном обращении.

5. Обращаем внимание граждан на порядок рассмотрения отдельных обращений, предусмотренный статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59—ФЗ «О по-рядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

6. В предназначенном для обязательного заполнения поле ввода текста обраще-ния в форме электронного документа необходимо изложить суть предложения, заявле-ния или жалобы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59—ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».Размер электронного обращения не может превышать 2000 символов.

7. В случае необходимости в подтверждении своих доводов гражданин вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронном формате размером не более 5 Мб и быть в формате jpg, png, zip, rar, doc, docx, xls, xlsx, txt, rtf и pdf.

8. При направлении обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее. Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоя-тельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке.

9. В случае направления обращения, содержащего вопрос, затрагивающий инте-ресы неопределенного круга лиц, ответ на который был размещен на данном сайте, то гражданину в течение 7 дней со дня регистрации обращения будет сообщен электронный адрес страницы данного сайта, на которой размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении.

10. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, сведения, содержащиеся в обращениях авторов, а также сведения, касающиеся частной жизни авторов, хранятся и обрабатываются с соблюдени-ем требований российского законодательства.

 

Адрес для отправки письменных обращений в МБУК "Вуктыльская центральная библиотека":

169570, Республика Коми, г.Вуктыл, ул. Комсомольская, д.20

 

Поля помеченные * являются обязательными для заполнения

в январе

Год литературы в России:

Выставка «Открываем мир Литературы».

«Югыд-ва»-территория красоты:

Суровая, непредсказуемая и очень красивая земля, главной особенностью которой  остается первозданность природы. Тайга, горы, лесотундра и тундра, чистейшие реки («Югыдва» на языке коми означает «светлая вода»), множество озер (на территории парка их больше 800), скалы-останцы самых причудливых форм, альпийские луга, богатейшие флора и фауна — это самый большой национальный парк России. И если у вас не было возможности увидеть эту красоту вживую, приходите в читальный зал Центральной библиотеки ,где можно увидеть прекрасные фотоработы, фотомгновения жизни парка. Авторы-специалисты национального парка Шубницина Елена и Батула Григорий, а также туристы, посетившие парк. Выставка проходит с 12 по 31 января.

Печоро–Илычскому заповеднику - 85 лет:

На территориях, прилегающих к Уральским горам, немало особо охраняемых природных объектов, каждый из которых по-своему неповторим. Но и среди них Печоро-Илычский заповедник занимает особое место. Таких девственных лесов, как в заповеднике, не подвергавшихся влиянию человеческой деятельности и техногенному воздействию, в Европе уже не сохранилось. Именно поэтому вполне заслуженно в 1985 году заповедник был включен в список биосферных. А десять лет спустя, по решению ЮНЕСКО, Печоро-Илычский заповедник с охранной и буферной зонами и национальный парк «ЮгыдВа», объединенные под общим названием «Девственные леса Коми», были внесены в перечень объектов Всемирного культурного и природного наследия. Согласно заявлению Межправительственного комитета ЮНЕСКО все объекты, объединенные в этот общемировой список, представляют собой бесценное достояние всего человечества. На территории биосферного заповедника органично сочетаются горные и равнинные ландшафты, представлена богатейшая флора и фауна европейских и сибирских видов, многие из которых занесены в Красные Книги Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Российской Федерации и нашей республики. В Печоро - Илычском заповеднике, на западном склоне Уральских гор, расположены знаменитые Болваны Маньпупунёра (Маньпу-пунёр в переводе с мансийского означает «Малая гора идолов»). В 2008 году они оказались среди семи чудес Северо-Западного округа и вошли в книгу «Семь чудес России». Печоро-Илычский заповедник единственное место в мире, где уже около 70 лет ведутся опыты по одомашниванию лосей.

В 2015 году Печоро-Илычскому заповеднику исполняется 85 лет. В Центральной библиотеке города Вуктыла юбилею заповедника посвящена выставка литературы «Северная жемчужина», оформленная в читальном зале.

 

Памятные даты Великой отечественной:

27 января – Снятие блокады г. Ленинграда (1944)

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 27 января советские войска сняли блокаду Ленинграда(Санкт-Петербург), длившуюся 900 дней. Этой памятной дате посвящена выставка « Город, не знавший поражения».

 

Поэтическая полка «Под белым парусом пера»:

В январе исполняется 85 лет со дня рождения поэта А.В. Жигулина (1930-2000).

25 января –день рождения В.Высоцкого.

29 января – 155-летие русского писателя ЧЕХОВА А.П:

19-31.01 Чеховские дни: выставка-вернисаж «И снова открываем для себя Чехова»,  блиц-викторина «Литературные загадки» по произведениям автора.

Книжная полка Литературному гурману:

Майя Кучерская

Писатель, литературовед и критик. Майя Кучерская — лауреат Бунинской премии 2006 года за книгу «Современный патерик» и лауреат «Студенческого Букера» за роман «Бог дождя». Новый роман «Тётя Мотя», вышедший в сентябре 2011 года, уже отмечен премией журнала «Знамя», а книжные обозреватели пророчат ему и другие литературные награды.