Режим работы:

regim2

Режим вц3има

 

 

 

 

 

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

4

Филиалы

Логотип 100 лет РК

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Анк

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Орловка

Орловка

Из статьи Натальи Шуричевой "Сияние Севера" 21.08.2002г.

О деревне Орловке, которая располагается в одном из красивейших мест Национального парка «Югыд ва», за высокой стеной кедрового леса, в окружении живописных скал на берегу реки Подчерем, я знаю с самого детства - моя бабушка родом из этих мест и многие мои родственники жили в Орловке. Бабушкины рассказы о том, как жили раньше люди на берегах Подчерема, мне порою нравились больше самых волшебных сказок. Раньше, в довоенные годы, по берегам Подчерема располагалось много деревень, которые носили немного необычные названия: Камчатка, Тиминка, Пиля-керка, Залачь ди бож, Кожвел-дор... Все деревеньки были небольшими - в каждой меньше десятка домов. В годы коллективизации все деревни были закрыты и жители переселены в Орловку вместе с домами, которые перевозили на плотах. В результате в этой деревне собралось около тридцати домов. По разным причинам много людей разъехалось кто куда и в колхозе имени Куйбышева, который был организован в Орловке, осталось 17 домов. Была здесь организована начальная школа, которая располагалась рядом с правлением колхоза в центре села. Жители деревни занимались скотоводством, овощеводством, заготовкой кормов - в Орловке была большая колхозная ферма.

В тяжелые военные годы вся продукция колхоза шла на нужды фронта. Все мужчины ушли защищать Родину, в Орловке остались одни старики, женщины и дети, на них-то и держался колхоз. Кроме всего прочего, в колхозе была организована рыболовецкая бригада, опыт работы которой и сейчас достоин подражания. В бригаде состояло семь человек рыбаков и один инспектор рыбоохраны. Рыбаки заводили невод, выбирали из него рыбу и солили ее в бочках, которые ставили в холодные ручьи. Если в невод попадала семга, то ее отпускали, за этим строго следил рыбинспектор. Весь улов сдавался государству, большая его часть продавалась местному населению через сельпо. В результате с рыбой были все - и старики, и дети.

Многие жители Орловки занимались промысловой охотой. Государство заключало с охотниками договора, по которым они сдавали дичь и пушнину - шкурки белки, куницы, песца, лисы, росомахи, и за это получали деньги Зимой колхозники возили сено с дальних лугов. Работа эта была очень тяжелой - в основном приходилось тянуть воз на себе, но люди справлялись. Врачи в Орловку приезжали редко, и чаще всего местный люд лечил себя сам - окрестности изобиловали лекарственными травами. В послевоенные годы молодежь из Орловки перешла работать в колхоз «Победа», располагавшийся в Подчерье. Вслед за молодыми потихоньку уезжали из Орловки и старики. Вот так постепенно начала пустеть Орловка, зарастать травой огороды, на которых раньше дружно росла картошка и излюбленное лакомство коми - сладкая репа.

Я хорошо помню, как впервые приехала в Орловку. Это было около двадцати лет назад. Я была еще ребенком, мои родители, собираясь подняться на лодке по реке Подчерье, взяли меня с собой. Это был жаркий июльский день. Река Подчерье совсем обмелела, поэтому мы добирались до Орловки с определенными трудностями, но ничто не могло испортить того впечатления, которое произвели на нас величественные скалы на берегах, прекрасные цветы на скалах и прозрачная шумная речка. В Орловку мы приехали к полудню. В то время в деревне было еще много жилых домов, которые были словно сложены из двух половинок - в одной половине дома жили люди, в другой находились подсобные помещения и хлев для скота. Рядом с домами стояли маленькие баньки, которые топились «по-черному». На лугу около Орловки паслись телята, их пригоняли сюда из Подчерья, считалось, что на здешних заливных Лугах они растут не по дням, а по часам. В доме моей орловской прабабушки мне особенно понравилась русская печь, которой я никогда не видела раньше, как не видела и больших ручных мельничных жерновов, старинной кухонной утвари, мебели, сделанной вручную из дерева, и многого другого, что я увидела в Орловке. Мы пробыли в деревне целый день, наслаждаясь чистым воздухом, вдыхая запах кедровой хвои и свежескошенного сена. Мне хотелось остаться здесь навсегда, и жить, никуда не уезжая...С тех поря много раз бывала в Орловке, часто приезжаю туда с семьей, и каждый раз меня охватывает там чувство какой-то необыкновенной умиротворенности и душевного покоя.

Теперь Орловку деревней в полном смысле этого слова назвать трудно - от нее осталось полтора дома. Сегодня Орловка - это охраняемая зона Национального парка «Югыд ва», а сама деревня - место стоянки экологических лагерей, привала туристов. Несколько лет назад Орловка сильно пострадала от наводнения, в результате которого только один дом в деревне теперь пригоден для жилья. Ступая по скрипучим широким половицам этого дома, вспоминаешь старинные легенды предков и становится немного грустно оттого, что часто уходят в небытие такие деревни, как Орловка - молчаливые свидетели событий минувшего времени...