Таран – прием воздушного боя, заключающийся в нанесении самолету противника фатальных повреждений непосредственно самим самолетом атакующего. Изобретателем воздушного тарана считается один из первых русских авиаторов Николай Яцук. Который в журнале «Вестник воздухоплавания» за 1911 год высказал предположение, что, «возможно, что в исключительных случаях летчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой». Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий летчику шансы на выживание – удар сверху шасси своего аэроплана по крылу аэроплана противника. Первый в мире таран был совершен в Первую мировую войну 26 августа 1914 года знаменитым летчиком штабс-капитаном Петром Нестеровым.
Во время Великой Отечественной войны воздушный таран был применен уже в первые часы после нападения нацистской Германии на СССР. Источники хранят несколько версий, кто же из них был самым первым? Кто именно совершил первый таран в Великой Отечественной войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно. Первый таран? Возможно. Но вот – 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда. 22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2»(их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока). 22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев, служивший в 123-м истребительном полку, совершил таран «Мессершмитта-109» под Брестом. Летчик после таранного удара выжил – выбросился с парашютом. Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом.
Однако самым знаменитым остается подвиг пилота-бомбардировщика Николая Гастелло. Подвиг был совершен на пятый день войны, 26 июня 1941 года летчики получили приказ остановить продвижение немецких войск на Минск. Тяжелые и медленные бомбардировщики на боевое задание отправили без прикрытия с земли и воздуха. Экипаж понимал - это полет в один конец. Поэтому когда самолет подбили, Гастелло принял решение направить горящую машину на механизированную колонну врага. Вместе с капитаном Гастелло погибли лейтенанты Григорий Скоробогатый, Анатолий Бурденюк и старший сержант Алексей Калинин. 25 июля 1941 года Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Члены экипажа (Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк) только в 1958 году были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).
В сентябре 1941 года первый и единственный раз в истории таран совершила женщина. Летчик Екатерина Зеленко на бомбардировщике
Су-2 сумела уничтожить один истребитель фашистов, а затем пошла на таран второго. От удара «Мессершмитт» разломился пополам, а сама летчица погибла.
Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе чем на 100 м во избежание тарана.
Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днём и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей и территорией и над территорией противника.
Есть довольно распространённое мнение, что таран - это некий фатальный акт самопожертвования.
Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые «двойные» тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда лётчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара. Тридцать пять лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А. С.Хлобыстов - по три, Б. И. Ковзан - четыре.
«Вечная слава им. И вечная память. Всем вместе и каждому в отдельности».
Источники:
Варган, С. Когда был совершен первый воздушный таран Великой Отечественной? / София Варган.- Текст : электронный // Школа жизни.ру : электронный журнал.- Санкт-Петербург, г. Петергоф, 2011.- 26 июня.-URL :
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/46936/ (дата обращения 17.06. 2020).
Серых, А.Воздушный таран /А. Серых, В. Савончик, Н Миклусев.- Текст : электронный // Воздушный Таран – Narod.ru : [сайт]. - URL :
http://aeroram.narod.ru/win/taran.htm (дата обращения : 17.06. 2020)