21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).
«На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т. д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России»
Гумилев Л. Н.
8 сентября по старому стилю, 21 сентября — по- новому, 1380 года произошло крупное сражение между объединёнными русскими войсками во главе с великим князем Дмитрием Донским и войсками хана Мамая на Куликовом поле. Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Однако и русская рать в ходе сражения понесла большие потери,
только к 14-му сентября наши войска сумели собрать всех раненых, похоронить убитых и двинуться к Коломне.
Историческое значение этого сражения переоценить невозможно. Куликовская битва стала первым шагом на пути освобождения русских земель от тягот золотоордынского ига. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. После победы на Куликовском поле Москва стала центром притяжения русских земель.
О Куликовской битве написаны горы популярной литературы, но, тем не менее, эта битва является фактом, наименее изученным в нашей исторической науке, так как письменных источников того времени о ней не найдено. Самый ранний из дошедших до нас письменных источников, рассказывающих о сражении, — так называемая «Краткая летописная повесть», которая, по мнению ученых, была составлена в самом начале XV века. Это самое близкое по времени и, видимо, наиболее точное описание событий 1380 года, на основании которого уже создавались более поздние произведения. Примерно в середине XV века появляется «Пространная летописная повесть», это уже художественно-публицистическое произведение. Некоторые люди, упомянутые в данной повести, явно не могли участвовать в событиях 1380 года, поскольку тогда просто не жили. Два других самых знаменитых старинных источника — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» появились на свет минимум через сто лет после описываемых в них событий.
Помимо многочисленных трудов, посвященных осмыслению роли этого сражения в истории России, образ Куликова поля нашел отражение в работах скульпторов, живописцев, художников, композиторов, и, конечно же, в произведениях русских поэтов и писателей.
Наиболее полный список литературы о Куликовской битве и Куликовом поле вы сможете найти по ссылке
https://kulpole.ru/bitva/literatura
Для того, что бы узнать, есть ли понравившаяся книга в Вуктыльской ЦБС, Вам нужно будет зайти на сайт библиотеки, далее на страницу «Электронный каталог», отметить галочкой строку «Вход для читателя» и написать в поисковике фамилию автора и название книги. Далее вниз по странице, нажать на слово «Искать».
Из художественной литературы о Куликовской битве в центральной библиотеке есть три произведения.
Знаменитый роман Сергея Бородина «Дмитрий Донской», в центре повествования которого образ замечательного русского полководца Дмитрия Донского, под предводительством которого русское войско нанесло сокрушительное поражение полчищам Мамая в битве на Куликовом поле.
Роман Василия Лебедева «Искупление » охватывающий 70 - 80-е годы XIV века. Писатель рассказывает об исторической битве на Куликовом поле и о времени, ей предшествующем. В основе сюжета - борьба Дмитрия Донского за объединение русских земель, за независимость от Золотой Орды. Автор пытается реконструировать исторические события, объясняет причины тех или иных государственных решений.
Повесть Вадима Каргалова «Вторая ошибка Мамая» - о малоизвестном военном эпизоде, который предшествовал победоносной для Руси битве на Куликовом поле в 1380 году. Московская сторожевая застава на степном рубеже успела предупредить князя Дмитрия Донского о приближении войска Мамая.
Более подробно о Куликовской битве можно узнать из документальных фильмов
Документальный фильм "Великие битвы России. Ледовое побоище. Битва на Куликовом поле" из цикла исторических документально-игровых фильмов о крупнейших сражениях в истории нашей страны.
Документальный фильм «Дмитрий Донской. Спасти мир», снятый телеканалом «Россия» и Студией Данилова монастыря в 2015 году.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=1fNxBJR1lLU&feature=emb_logo
Документально-публицистический фильм 1980 года «На поле Куликовом»
https://www.youtube.com/watch?v=cc11qnFNfhc
«На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т. д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России.
И наконец, учтя все сказанное, мы сможем поставить вопрос о соотношении древнерусской и великорусской культур. Существует мнение, с которым согласился даже А.С. Пушкин, что XIV - XV века - темное пятно русской истории, причина последовавшего отставания России от Европы. Но ведь именно в эту эпоху работал Андрей Рублев, произносили огненные слова Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Именно тогда русские рати остановили войска Литвы и Польши, авангарда католического натиска на Восток, и тогда же другие русские войска присоединили древнюю Биармию или Заволоцкую Чудь, а также устояли против набегов Тимура и Едигея. Видимо, великий поэт, находившийся на уровне науки своего времени, недооценивал огромность творческого взлета системной целостности, возникшей накануне Куликовской битвы вокруг Москвы. Русь сначала создала очаги сопротивления, а потом перешла в контрнаступление.
Таким образом, мы можем датировать "пусковой момент" великорусского этногенеза XIII и XVI веками, а осознание русскими себя как целостности - 8 сентября 1380 года».
Гумилев Л.Н.