Иван Иванович Лепехин один из виднейших русских путешественников и учёных второй половины ХVIII в. родился 10 (21) сентября 1740 г. в Санкт-Петербурге, в семье младшего офицера лейб-гвардии Преображенского полка. В 1751 г., по прошению отца, Иван Лепёхин указом Сената был определён в «десианс-академию в ученики». За показанные в науках успехи в 1760 г. произведён в студенты при Академии, а в 1762 г. направлен на учебу в Страсбургский университет, после окончания университета Лепёхин получил степень доктора медицины. В 1767 г. Иван Иванович был избран адъюнктом Академии наук в Петербурге и вскоре назначен руководителем одного из отрядов Академических экспедиций, направленных в 1768 году для изучения Поволжья, Приуралья, Европейского Севера России.
Задачей экспедиций было исследование природных богатств и возможностей их использования, а также изучение населения, его хозяйства, быта, культуры. Труды этой экспедиции положили начало научных исследований в Коми крае.
Летом 1771 отряд, включавший шесть человек (среди них два гимназиста), прибыл в Коми край. Помощником Лепёхина И.И. был начинающий учёный-естествоиспытатель, будущий академик Николай Яковлевич Озерецковский. Экспедиция проехала почти через весь Коми край - по рр.Летке и Лузе (от Ношуля до Занулья), Сысоле и её притокам (от Кибры до Усть-Сысолы), Вычегде (от впадения в неё Сысолы до самого устья), нижней Выми. Позднее, в 1772, учёные исследовали прибрежные районы Севера, побывали на нижней Печоре и Ижме. Был сделан важный шаг в изучении региона: впервые в истории силами российской академической науки началось специальное исследование природных богатств края, сбор материала о его истории и экономике, культуре и быте местных жителей.
Путешествуя по Лузе, академик признавал её судоходной, начиная с Ношульской пристани, но только во время прибыли весенних вод, "возвышающих поверхность её сажени на две". Эта сравнительно небольшая лесная река долгое время была важнейшим путём вывоза поволжского и вятского хлеба к Архангельскому порту ещё с н.XVII в. В XVIII в. транзитное значение этой пристани ещё более усилилось. В 1771 году, по свидетельству Лепёхина, "с сей пристани отпущено было 70 барок". Первая пол.XIX в. принесла дальнейший расцвет Ношульской пристани и поставила реку Лузу в один ряд с важнейшими водными путями Европейского Севера России.
Относительно земледелия, то Лепёхин И.И. отмечал широкое распространение подсеки у зырян: "Озими их стояли среди огромных лесов, в которых они пространныя вырубают леса и сожегши лес, на пепле сеют свой хлеб. Сих мест они не пашут, но выжегши лес прямо сеют и заборонив, совершают посев. Как для облегчения работы, так и для защиты посеянному хлебу, оставляют на пашне своей несколько деревьев не вырубив, которые чтобы не вытягивали питательного из земли сока, расстоянием от корня вершина на два сдирают с них кору вокруг. Такая новина служит им только на один год, или, как крестьяне говорят, со всякой новины снимают они один только хлеб, а на др. год надобно делать новую новину". Для вспашки полей применялась самодельная деревянная соха с двумя железными сошниками. Для боронования использовалась самодельная борона из еловых сучьев. Посев зерна производился вручную из лукошка. Хлеб убирали серпами. Зерно обмолачивали деревянными цепами, очищали с помощью деревянной лопаты на ветру. Сено косили косой-горбушей. Для различных перевозок использовали деревянные полозья, волокуши, дровни. Колёсного транспорта не было.
Лепёхин дал интересное описание охоты на дичь у коми крестьян: "Хотя зыряне весьма искусны в стрелянии, однако, птиц иногда не стреляют, но порох свой берегут более на зимний звериный промысел, а птиц ловят пленицами и кругами; при том они столь искусны выражать птичий голос, что оным заманивают в силки пролётную птицу и т.о. с весны целыми ловят стадами. Др. птичий промысел бывает у них летом, когда птица линяет, тогда они ходят по отмелым озерам, где подлинялых птац, особливо гусей бьют палками".
Лепёхин побывал в Усть-Сысоле и выделил его среди других селений, назвав "славной зырянской селитьбой" и указав, что погост этот у коми-зырян "в особом почтении". Здесь не было открытых дворов. По его словам, "дворы у них так построены, что не можно свободно провевать воздуху; они окружены отовсюду стеною и покрыты сплошной кровлей". Лепёхин, отмечая богатство семьи Сухановых, в "Дневниковых записках" писал: "Проворство в торговле обогатило их и сделало зырянскими князьками". Зависимость населения от этой семьи показывает, в частности, челобитная А.Суханова от 18 МЙ 1760 в Яренскую воеводскую канцелярию о взыскании 338 руб. 60 коп. долга со 105 крестьян, живущих в сысольских и яренских волостях.
Результаты исследований вошли в четырёхтомные "Дневные записки путешествия доктора и академии наук адъюнкта И.И.Лепёхина", подготовленные и опубликованные автором в 1771, 1772, 1780 и Озерецковским Н.Я. в 1805. В них содержится много сведений о населённых пунктах Коми края - Усть-Цильме, Ижме, Серёгово, Усть-Сысоле, Нювчиме и др., о культуре и быте их жителей, полезных ископаемых, реках, почвах, состоянии хозяйства. "Дневные записки" были переведены на немецкий и французский языки. Содержащиеся в них сведения о Коми крае и других регионах России стали достоянием европейской читающей публики.
Во время экспедиции в 1771 г. И. И. Лепёхин был произведён в академики. С 1777 по 1794 гг. руководил Академической гимназией. В 1783 г. стал непременным секретарём Академии наук. В 1780-1790-е гг. Иван Иванович принимал участие в работе над словообразовательным и азбучным словарями. Руководил переводами римских и греческих классиков, редактировал переводы трудов немецких учёных, участвовал в переводе знаменитого труда Ж. Бюффона «Естественная история, всеобщая и частная».
За свою трудовую деятельность И.И. Лепехин первым удостоился золотой медали Академии, которая ежегодно присуждалась наиболее отличившему члену.
Иван Иванович Лепехин умер 6 (18) апреля 1802 г. и был похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.