15 октября исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося представителя русского купечества, мецената, оставившего значительный след в истории отечественной культуры и искусства Саввы Ивановича Мамонтова.
Наследник состояния
Савва Иванович Мамонтов родился в 1841 году в сибирском городе Ялуторовске в семье состоятельного купца. Шестеро детей Мамонтовых учились в гимназиях и университетах. Непоседливый Савва, третий по старшинству, был в числе отстающих учеников.
Учеба на юридическом факультете не сделала из Мамонтова юриста, зато он стал завсегдатаем театральной студии и политических кружков. Отец отправил его заниматься делом в Баку, в контору каспийского торгового товарищества. Однако заниматься семейными делами Савве мешали проблемы со здоровьем, и он уезжает на лечение в Милан, в Италию.
Купец и промышленник
Вернувшись из Италии Савва Мамонтов начинает самостоятельную деятельность – на капитал, выделенный отцом, он открывает в Москве торговлю итальянским шелком. Со смертью отца Савва Иванович становится наследником и продолжателем семейного дела. К этому времени он уже приобрел весьма влиятельное положение среди промышленников, разбогател, занимается строительством и поставкой материалов, является главным акционером железной дороги и ряда заводов. Прибыль, которую давали ему его предприятия, он без малейшей оглядки и сожаления тратил на помощь бедным художникам, музыкантам и артистам.
Семья
Супругой Саввы Мамонтова стала Елизавета Сапожникова. Их знакомство состоялось во время первой поездки предпринимателя в Италию. Дочь успешного торговца шелком оказалась идеальной партией, понравилась родителям Саввы и ему самому. Вскоре состоялась свадьба. Жена родила Мамонтову пять детей. Первые буквы их имен вместе составляли имя отца. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра – так звали наследников мецената. Елизавета Григорьевна была душой семьи, любила супруга, разделяла его увлечения и благотворительную деятельность.
Мамонтовская опера
Савва Иванович Мамонтов учился музыке у композитора Булахова, брал уроки вокала в Милане, где находилась одна из лучших школ оперного искусства. Увлечение театром переросло в идею собрать свою труппу. Набирали молодежь. Над декорациями и костюмами для театра работали лучшие художники: Врубель, Поленов, Васнецов, Коровин. Мамонтовская частная опера воспитала целое поколение артистов и музыкантов. Мамонтов переманил никому не известного двадцатитрехлетнего певца Федора Шаляпина из Нижнего Новгорода в Москву, где Шаляпин прославился, исполнив партию Бориса Годунова в опере Мусоргского. Открытием Саввы Мамонтова был и великий композитор Рахманинов.
Усадьба Абрамцево
Купленное у Аксаковых поместье Абрамцево Мамонтов увеличил и обогатил. Здесь появились школа, церковь, больница, сад и оранжерея, а также мост с плотиной. Здесь Савва Иванович на время забывал о своих обязанностях промышленника и полностью отдавался тому, к чему всегда стремилась его душа. В Абрамцево собирались яркие и талантливые представители культурной жизни страны. Вдохновляясь природой усадьбы, создавали здесь новые произведения художники. Портрет дочери Саввы Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» художника Валентина Серова стал символом этого места.
Покровитель художников и артистов
Литературно-художественный кружок из гостей усадьбы Абрамцево был известен широкой публике. В него входили художники, литераторы, скульпторы, архитекторы и музыканты. Огромна роль Саввы Ивановича Мамонтова в судьбе таких замечательных личностей, как Репин, В. Васнецов, К. Коровин, Поленов, Серов, Врубель, Антокольский… Большую поддержку оказал Мамонтов Серову и Васнецову, для которых знакомство с семьей Мамонтовых стало настоящим подарком судьбы. Впрочем, как и для многих других художников, в числе которых можно упомянуть также и Врубеля. Приезжавшие в Абрамцево чувствовали себя среди близких по духу людей и прекрасной природы. Они знали, что всегда могут рассчитывать на помощь и материальную поддержку хозяина. При поддержке Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремесел.
Мамонтовская керамика
Мамонтов увлекался гончарным искусством, сам неплохо лепил и для этой цели построил в Абрамцево гончарную мастерскую. Впоследствии, он перевел ее в Москву и преобразовал в керамический завод. Именно на этом предприятии изготавливали всю керамическую плитку, которой украшена Москва эпохи модерна.
Архитектурные проекты
Обладая разносторонним дарованием Савва Иванович занимался скульптурой, керамикой. Собрал уникальную коллекцию произведений русских художников. Свой вклад внес Мамонтов и в развитие градостроительства Москвы. С его участием строилась гостиница «Метрополь», проведена реконструкция Ярославского вокзала. Меценат материально поддерживал строительство в Москве Музея изящных искусств.
На скамье подсудимых
Успехи «железнодорожного магната» на культурном поприще и отступничество от традиций московского купечества раздражали его конкурентов. Финансовый кризис, а затем и обвинения в растратах средств акционеров, подорвали здоровье Саввы Ивановича. И хотя судебный приговор был оправдательным, выйдя на свободу Мамонтов уже не располагал прежними финансовыми возможностями. Не все товарищи оказались достаточно смелыми, чтобы поддержать в трудную минуту бывшего благодетеля. Из старых друзей его навещали Поленов, Серов, Васнецов.
Память
События 1917 года застали Мамонтова стареющим и больным. В 1918 году Савва Иванович скончался от крупозного воспаления легких. Он был похоронен в Абрамцево – в том месте, где прошли его самые лучшие годы. Савва Иванович Мамонтов в народно - хозяйственной жизни страны оставил значительный след как строитель многих железных дорог, среди которых Донецкая и Архангельская, Ярославская и Северная. Им построен вагоностроительного завода в Мытищах. Заслуги Мамонтова в развитии российского искусства неоспоримы. Отдавая дань самоотверженной деятельности Мамонтова мастера русской культуры писали: «…Провозглашаем тебе честь и славу за все хорошее, внесенное тобой в родное искусство».