Александра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».
Театры по всей стране носят его имя, пьесы не сходят с подмостков. Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики, богомольцы и служанки стали отражением так хорошо знакомых всем типажей.
Великий драматург родился 12 апреля 1823 года в историческом районе столицы – Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Помимо основной работы Николай Островский занимался частной адвокатской практикой. В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал. Через годы эти записи стали называть нетленными произведениями великого русского драматурга.
Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь. В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке. Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это не прибыльно. В 1840 году будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета. Учился неважно: вместо лекций ходил на спектакли, несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву. Весной 1843 года Островского отчислили.
Отец устроил Александра в канцелярию Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Параллельно с государственной службой Островский все же находил время для творчества. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки замоскворецкого жителя». В предисловии литератор писал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам». Произведение удалось опубликовать в газете «Московский городской листок». В 1847 году там же напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья» о браке по расчету.
Однажды Александр прочел одну из пьес своим гостям, среди которых был уважаемый профессор Московского университета Степан Шевырев. Академик был так впечатлен произведением, что назвал Островского «новым драматическим светилом в отечественной литературе». Это было 14 февраля 1847 года. Островский вспоминал: «С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание».
В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся», или «Банкрот». По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и ее муж и он отправился в тюрьму. Однако в 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и ее переиздание. Императору подали жалобу купцы. «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы.
В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Эта пьеса и вышедшая следом «Бедность не порок» совершили самую настоящую революцию в мире театра. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».
Первое двухтомное собрание произведений Островского было опубликовано в 1859 году. Эти сочинения получили высочайшую оценку Николая Добролюбова и закрепили за ним репутацию изобразителя подноготной общества. Островский хотел, чтобы русский человек, видя себя на сцене, что-то начал про себя понимать, опознавая себя в далеких от себя исторических персонажах.
В 1879 году свет увидела знаменитая «Бесприданница», через сто лет экранизированная советскими кинематографистами. В пьесе идет повествование о красавице Ларисе Огудаловой, от состояния семьи которой остался лишь дворянский титул. Все заканчивается трагично – в порыве ревности жених выстрелил в будущую супругу. Фабула для пьесы была взята из реальной криминальной хроники тех лет – в Костромской губернии произошел похожий случай.
Александр Островский оставил мощный след в развитии отечественного драматического театра. За всю творческую биографию драматург написал 47 пьес и сделал массу переводов зарубежных классических произведений Шекспира, Сервантеса, Гольдони. Самые известные работы автора – «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница», «Гроза», «Снегурочка», «Без вины виноватые».
В Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, основанном в 1874 году, Островский оставался руководителем до конца своих дней. Он возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища. Писатель жил литературой, театральной работой и любовью к Отечеству.
Источник: