Деревушка «Возино»
(по материалам В.А. Мезенцевой)
На высоком живописном правом берегу Печоры, у соснового бора примостилась маленькая деревушка Возино-Перединская. Основана она была в 1745 году выходцами с реки Оби, которые искали себе место для поселения и лучше этого местечка не нашли.
Самыми распространенными фамилиями в селе были Мезенцевы, Бажуковы. Я родилась в семье Бажуковых, а вышла замуж за Мезенцева...
С тех пор мало что сохранилось в людской памяти и в архивах, хотя в ревизионных списках Возино значилось с 1747 года, называлось оно Пыредино, и мужчин в нем было всего 7 человек.
В материалах «Поездки по Вологодской губернии в Печорский край к будущим водным путям на Сибири», изданные Товариществом В. Голике и А. Вильборт в 1909 году Бессоновым, интересны сведения, данные урядником трех Печорских волостей Евлампием Арсеньевичем Поповым о характере жизнедеятельности населения этих мест, к которым и Возино относилось. Вот эти сведения: живущие «по Печоре зыряне - сплошные почти староверы, держат коров до 6-7, менее 2-х никто не держит, лошадей до 5-6-ти в тех семьях, где много сыновей, т.е. работников, но обыкновенно 2 лошади, если не больше (в Щугорской волости, деревни Позорихе. селе Подчерье).
Овец держат до 80 голов во дворе (Позориха), а в среднем же голов по 30-ть. Из их шерсти делают сукно, которые продают Чердынским купцам по 60-80 копеек за аршин.
Хлебопашества на Печоре почти нет, а в Щугорской волости вообще нет. В Савиноборской и Троицко-Печорской сеют рожь и ячмень, но в очень малом количестве, и далеко не все. Объясняется это от части суровыми условиями климата, а ещё тем, что гораздо выгоднее заниматься другими промыслами, а хлеб просто покупать, а не самому его выращивать. Рожь в этих местах родится сам 7, ячмень сам 4-5. Кроме ржи и ячменя, ничего не сеют. Картошку сажают на Печоре все: и православные, и староверы - она дает хороший урожай.
Земли распахано у всех очень мало, высеивают на двор пудов 6-10 ячменя и пуда 2-4 ржи. Хлеб покупают у чердынцев, которые весной везут его по Печоре с Якшинской пристани и продают по средней цене 16 рублей за мешок в 9 пудов, а сами скупают мясо, рыбу, дичь, меха и прочее. Цена за говядину в Якше стоит 4 рубля пуд.
Много дают печорцам промыслы - охотничий и рыбный. Рыбак обыкновенно зарабатывает до 200 рублей в год, да охота дает порядочно; на нее идут в конце августа или начале сентября и лесуют до Филипповского поста, когда возвращаются по домам. Подсек на Печоре не делают, не в обычае это там и не умеют. Работников держат мало и взять их негде, стараются обходиться своей семьей. Если же берут работников и работниц, то цена им держится такая: за 5 летних месяцев женщина получает 25-30 рублей, а мужчина 50-60 рублей.
Отец здесь есть глава семьи, мать и дети у него в полном подчинении. Отделяются от семьи по Печоре больше, чем на Вычегде, и это объясняется тем, что на Печоре легче и больше можно наживать, а значит отделившемуся легче устроиться. Отец должен дать отделившемуся имущества, но если есть во владении земля, то от неё обязательно отделяется часть. Наследуют имущество поровну жена и дети, но опять же, если есть земля, то она переходит целиком только сыновьям, жена и дочери землю не получают. Примак пользуется теми же правами, что и сын.
Браки заключаются в волостных правлениях, так как Печорские жители почти все раскольники поморского толка, беспоповцы. Невеста до венчания берет с жениха, когда обручается с ним, - ведро вина, 10 фунтов кренделей, 15 фунтов пряников, разную закуску и деньгами рублей 10-ть, а сама приносит с собой мужу корову, самовар (если не староверы), одежду, а денег же с невесты не требуется. Конечно, если вступают в брак богатые люди, то дары жениха бывают богаче и невеста приносит с собой больше. Песни на свадьбах поют старинные, новых совсем не поют.
Семьи на Печоре небольшие, так как большая смертность, большей частью от желтушечных заболеваний. В трех волостях есть по фельдшеру, но врача на Печоре нет; был прежде, но его пришлось упразднить, так как староверы к нему не обращались, прибегая в случае нужды к своим лекарям, т.е. к тем же начетчикам, которые приезжают к ним за священником из Архангельской губернии. Прежде народ был лучше, а за последнее время стал сильно портиться (что Попов приписывает влиянию ссыльных, которые попадают на Печору), стали же появляться случаи краж, чего на Печоре ранее не водилось. В 1905 году все было тихо даже и спокойно.
На гражданскую войну в 1919 году забрали мужчин и из Возино. Погибли 4 человека: Федор Васильевич Бажуков, Иван Иванович Бажуков, Алексей Васильевич Мезенцев, Афоний Бажуков. После гражданской войны, уже в 1930 году образовался в Возино колхоз «Югыд-лань» - что означает «Светлый край», все личные хозяйства объединились. О времени создания первых колхозов в России и нашей республике написано немало. Судьбы у каждого поселения складывались по-разному, как и у людей. Несмотря на первые организационные трудности, люди работали «за палочку в тетрадке», на трудодни. Работали не жалея сил как привыкли работать их родители, добивались хороших результатов.
А потом была война и разруха. Не во все семьи вернулись кормильцы. С фронта в деревню Возино не вернулось 9 человек из 19 призывавшихся.
Сегодня из участников войны осталось только трое: Христофор Иванович Мезенцев, Евгений Павлович Мезенцев, Вениамин Алексеевич Бажуков - его призвали на фронт 18-тилетним. Многие труженики были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Из них ещё живы Евстолия Алексеевна Бажукова, Клавдия Ивановна Мезенцева, которым исполнилось уже по 75 лет. Василиса Ивановна Мацко - ей уже 80 лет, Елена Васильевна Бажукова. Александра Александровна Мезенцева.
И после войны трудностей было не занимать. Председателем колхоза «Югыд-лань» с 1945 г. по 1949 г. был Павел Васильевич Мезенцев, а с апреля 1949 года его сменил Андрей Васильевич Бажуков (мой отец). Председательствовал он до 1958 года. После войны время было голодное, но народное хозяйство худо-бедно восстанавливалось, люди строились. 12 мужиков своими силами в свободное от работы время выстроили начальную школу, клуб. Вручную пилили лес, вывозили его на лошадях. В этой школе, кстати сказать, дети обучались на коми языке до 1967 года.
Не было пристани, пароходы не могли приставать к берегу. Сельчане сами очистили берег, пригласили водолазов. И вот к этой довольно примитивной пристани пристал первый пароход. Большой, весь белый, лопасти вихрили воду, и она завивалась брызгами. На борту название, которые прочитали все «Социализм». Теперь уже сомнений не было - социализм пришел на нашу землю! Это был для людей праздник.
Куда он ушел этот праздник вместе с социализмом? Печору так испоганили, что летом на лодке по ней не проедешь...
... 10 лет с 1958 по 1968 год руководил колхозом Александр Павлович Мезенцев (мой муж). «Югыд-лань» процветал, государственные планы по сдаче молока, мяса, масла, творога выполнялись и перевыполнялись. Выращивали такую капусту - один кочан весил до 5-ти килограммов - что в 1959-м году ее на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства СССР) вывозили. Неоднократно председатель награждался почетными грамотами за высокие показатели по производству и продаже сельхозпродуктов (они до сих пор бережно хранятся, хотя и пожелтели).
Молочные продукты возили в Шердинский леспромхоз на моторной лодке. Осенью картофель, белокочанную капусту сдавали государству. На баржах возили в Шердино мясо. Не сразу, но становился колхоз богаче, зажиточней. Был приобретен трактор, поставили электростанцию и провели свет во все дома, построили скотный двор, выучили тракториста.
Сено, силос колхозники заготавливали сами вручную, с помощью лошадей пахали и сеяли, а теперь уж на помощь пришёл стальной конь. Но без лошадей все равно никуда. На них вывозили дрова, сено, силос, а зимой и молочные продукты.
Да и школу бы без лошади не построили. Лес рубили вручную, пилы «Дружба» тогда ещё не было, а, может, и была, да до Возино не дошла. Вручную обтесывали стены, двери, окна делали, а вывозили и подвозили все на лошадях. Учила ребятишек Бажукова Софья Андреевна.
К этому времени и фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) на селе был.
В декабре 1961 года представители колхоза «Югыд-лань» и района - тогда это был Троицко-Печорский район - ездили в Москву на ВДНХ, а через три года колхозы «Югыд-лань» и имени Сталина, что в Савиноборе, объединили, а потом - в 1967 году - все передали Дутовскому подсобному хозяйству. Работая здесь, колхозники помогали уже газодобытчикам. 11 марта 1968 года Дутовский и Савиноборский сельские Советы были переданы из Троицко-Печорского района в административное подчинение Ухтинскому городскому Совету.
Из Возино все было передано в Дутово, в том числе и трактор. Света в домах не стало. Люди остались с керосиновыми лампочками, но керосин купить им было негде, словно сразу из социализма шагнули в первобытные времена... Школу, ФАП, магазин - все закрыли. Молодежь разъехалась, остались только старики-пенсионеры, которым ехать было некуда, да и никто никуда их не звал. «Светлое будущее» осталось позади. Перестал ездить и теплоход, не тратить же время на одну-двух старушек, которым дома не сидится.
Какое-то время бывшие колхозники ещё приезжали с семьями на лето в родное Возино. Добраться до него непросто. Сначала нужно ехать из Вуктыла до переправы автобусом Вуктыл-Ухта, затем машиной, затем на моторной лодке до деревни. Бензин купить трудно, лодка есть не у всех.
Стояли дома возинцев сиротами, но сохраняли тепло и утварь живущих, а потом все растащили лихие люди, ничего от Возино не осталось. По просьбе Вуктыльского райисполкома Постановлением Государственного Совета Республики Коми № 1-11/23 от 11 февраля 1998 года исключили из учётных данных о населенных пунктах Республики Коми деревню Возино Шердинского сельсовета, расположенного на территории, подчиненной городу Вуктылу Республики Коми...