У стен Ленинграда: Сборник пьес и киносценариев военных лет. –
Л., 1984 г.
В истории Великой Отечественной войны оборона Ленинграда занимает исключительное место. В это тяжёлое время в осаждённом городе сочетались два несовместимых явления – жизнь и смерть, которая нередко побеждала, прекращая жизнь человека. Но часто случалось и обратное – активная работа помогала людям творить, мобилизовать свои силы и выжить в трудных условиях.
В сборник «У стен Ленинграда» вошли пьесы и киносценарии, написанные в военную пору авторами, пережившими суровые блокадные дни, страшную зиму 1941-42 года. Все эти произведения стали документами эпохи: в них запечатлен подвиг ленинградцев и защитников города, показаны их беспримерное мужество и стойкость.
Наиболее убедительными произведения становятся тогда, когда их создатели были свидетелями тех событий, о которых повествуют. Именно таковы пьесы и сценарии, включённые в данный сборник - это пьеса А. Крона «Офицер флота», Вс. Вишневского «У стен Ленинграда», киноповесть О. Берггольц и Г. Макогоненко «Они жили в Ленинграде», киносценарий В. Недоброво «Жила-была девочка», по которому был снят одноимённый фильм.
Автор работал над сценарием в конце 1942 - начале 1943 г. И основной вопрос, на который он хотел ответить своим произведением, кинодраматург формулирует так: «Почему вместо того, чтобы играть в куклы или лепить из песка пироги, ребёнок 7 лет идёт строить дзот?» Практически работа над фильмом «Жила-была девочка» началась осенью 1943 года, на экраны страны кинофильм вышел 18 декабря 1944 года. Создавался он в основном в Душанбе, куда в годы войны была эвакуирована студия «Союздетфильм», однако зимнюю натуру удалось отснять в Ленинграде в феврале-марте 1944 года, когда город был полностью освобождён из блокадного кольца.
Очень точно сказал о картине Л. Кассиль: «Фильм обходится без громких слов. Горе здесь не кричит. И враг, свирепо обрекший город на разрушение, а миллионы его жителей на голодную смерть, не показан в самой картине. Но весь фильм вопиет об одном из страшнейших преступлений фашизма. Это обвинительный акт большой силы».
В издании использованы фотоматериалы военных лет из Ленинградского государственного архива кинофотодокументов, Государственного музея истории Ленинграда, а также из личных архивов.