Книги Валерия Медведева, автора «Баранкин, будь человеком!» и многих других замечательных произведений, любимы ни одним поколением читателей.
В 1962 году свет увидела сказочная повесть «Баранкин, будь человеком!». Это было ошеломительное событие в мировой детской литературе. Среди многочисленных книжек о повседневной жизни школьников вдруг ярким метеором сверкнула ни на что не похожая книга о невероятных приключениях двух обычных мальчишек. Фантастика, волшебство – и все это в самом обыкновенном дворе. За короткое время книга, вызвавшая самый живой интерес со стороны читателей и критики в Советском Союзе, ставшая подлинной заявкой автора на свое место в литературе, приобрела редкую популярность и за рубежом.
Только за 6 лет с момента своего первого выхода тираж переизданий книги далеко превысил миллион экземпляров. Она с восторгом была встречена читателями, переведена в короткие сроки на 27 языков мира.
По мотивам повести были созданы оперетта, балет и всеми любимый мультфильм. Повесть о Баранкине стала поистине заметным событием в детской литературе.
Чем же можно объяснить такую популярность книги? Дело в том, что среди множества произведений о повседневной жизни школьников появилась ни на что непохожая повесть о невероятных приключениях двух обычных мальчишек – волшебная, мудрая и невероятно весёлая.
Коротко напомню сюжет повести о Баранкине. Неразлучные друзья, Юра Баранкин и Костя Малинин, обманщики, двоечники, лентяи, устав от жизни человеческой, с помощью волшебных слов превращаются, в поисках лёгкой, беззаботной жизни, сначала в воробьёв, потом – в бабочек и, наконец, в муравьёв. Увы! Надежды наших героев не оправдываются: жизнь птиц и насекомых, казавшаяся со стороны столь прекрасной, на самом деле – просто невыносима, трудна и опасна.
К великой радости своей они превращаются в людей, возвращаются к обычной жизни…
И эти неунывающие герои повести В. Медведева никогда не исчезнут из круга чтения наших ребят и хочется пожелать каждому из вас всегда быть человеком!
<…> А если я устал быть человеком?!
Ребята, переговариваясь, выходили из класса, а мы с Костей все ещё продолжали сидеть за партой и молчать. Признаться честно, мы оба с ним были просто, как говорится, ошарашены. Я уже говорил, что раньше нам тоже приходилось получать двойки, и не раз, но никогда ещё наши ребята не брали нас с Костей в самом начале года в такой оборот, как в эту субботу.
Я думал, что мы с Костей остались в классе совсем одни, и хотел уже поделиться с ним своими мрачными мыслями, но в это время сбоку ко мне подошла вдруг Зинка Фокина.
– Юра! – сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) – Юра… Будь человеком!.. Исправь завтра двойку! Исправишь?
Она говорила со мной так, словно мы были в классе совсем одни. Словно рядом со мной не сидел мой лучший друг Костя Малинин.
– Исправишь? – тихо повторила она свой вопрос.
– Фокина! – сказал я официальным голосом. – Если бы я был некультурный, я бы тебе сказал: «Не при–ста–вай!..»
Фокина (возмущённо). С тобой совершенно невозможно разговаривать по–человечески!
Я (хладнокровно). Ну и не разговаривай!
Фокина (ещё возмущенней). И не буду!
Я (ещё хладнокровней). А сама разговариваешь!..
Фокина (возмущенней в тысячу раз). Потому что я хочу, чтобы ты стал че–ло–ве–ком!
– А если я устал быть человеком, тогда что?.. – возмущённо закричал я на Фокину.
– Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – сказала Фокина и вышла из класса.
А я снова остался сидеть за партой, молча сидеть и думать о том, как действительно я устал быть человеком…» Уже устал… А впереди ещё целая человеческая жизнь и такой тяжёлый учебный год… А завтра ещё такое тяжёлое воскресенье!.. <…>
Вот так всё начиналось. Хотите узнать, что случилось дальше, какие приключения (или злоключения) ждали наших героев? Тогда бегом в библиотеку – за книжкой!