Режим работы:

regim2

Режим вц3има

 

 

 

 

 

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

4

Филиалы

Логотип 100 лет РК

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Анк

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Читаем сказки Горького.

1007556510Писателя Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы – хотя произведений, написанных для детей, у него не так много.  
Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.

Главные отличительные черты этих произведений – умение писателя занимательно и просто говорить с детьми о важном, знание их интересов и языка. И это не случайно, ведь «все мы родом из детства», как заметил некогда другой хороший писатель – Антуан де Сент-Экзюпери.

Рисунок1 Максим Горький вырос в народной среде, на русском народном творчестве, большим знатоком которого была его бабушка, Акулина Ивановна Каширина, балахнинская кружевница. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость. Истинно русской народной чертой писателя была и любовь к детям, которых ему – всех! – хотелось защитить, накормить, выучить, поставить на ноги, помочь состояться как личности, как Человеку.

Горький искренне любил детей, жалел их, помня о своем непростом, а порой и трагическом детстве. Он сам организовывал для нижегородских детей из беднейших семей новогодние ёлки, бесплатный каток. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», первого детского издательства  «Детгиз». Он переписывался с детьми, и эти письма доставляли писателю радость, питали его творчество. Тема детства всегда находила живой отклик в его сердце.

Детские произведения Горького – это золотой фонд литературы для детей.  

С некоторыми из них мы вас познакомим.

 Рисунок2 Одна из самых ярких – сказка «Воробьишко». Главный герой сказки - воробьишко Пудик, летать он ещё не умеет, но очень любопытный и постоянно выглядывает из своего гнезда: «Хотелось поскорее узнать - что такое Божий мир и годится ли он для него?» Пудика, как и всех детей, отличает от взрослых большое любопытство, стремление понять всё происходящее вокруг, он постоянно задаёт вопросы: «почему деревья качаются, почему люди бескрылые - им что, кошка крылья оборвала?» Задавая вопросы, он имеет и свой готовый ответ: («деревья качаются - пусть перестанут тогда и ветра не будет»).

Воробьишко никого не слушает, всё он понимает по-своему.  В образе хвастливого Пудика показывает характер  шаловливого ребёнка. Тема сказки-рассказа о непослушном любознательном воробьишке, который не слушал маму и чуть не попал в лапы злой кошке.  

 Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, а суть поучительная.

В сказке «Воробьишко» есть и еще один важный момент – это воспитание доброты к миру, всему его разнообразию – к птицам, людям, и даже коварной кошке.

 

Рисунок3«Случай с Евсейкой» - сказка рассказывает нам про мальчика немногое, но становится ясно, что Евсейка очень любит папу и маму, и что, самое главное - он хороший человек.  

Про Евсейку можно сказать не мало, ведь его характер хорошо раскрывается в той необычной ситуации в которой он оказался. Попав на дно моря  Евсейка не испугался, он с интересом наблюдает за жизнью рыб. Он может схитрить, если считает, что правда может не понравится собеседнику, но мальчик он не злой.

Евсейку даже можно назвать храбрым, он не расплакался, тем более, что под водой это бы не получилось. Он проявил находчивость, когда уговорил рыбу поиграть и уцепился за ее жабры.

В сказке "Случай с Евсейкой",  о хитром, игривом и беззаботном мальчишке, но  в тоже время добром и мужественном, который быстро приспосабливается к обстоятельствам и быстро находит верное решение.

"Евсейка- был очень хороший человек"...

"Евсей любил только маму, папу и мороженое."

"Не испугался...сообразил Евсейка"

Добрый юмор помогает сделать сказку смешной и забавной  «Случай с Евсейкой» - прекрасный образец литературной сказки особого типа - научно-познавательной.   Сказка, показывает, как герой, попав в беду, проявляет упорство, смекалку, находчивость,   учит детей быть смелыми, находчивыми, решительными, добрыми в трудных ситуациях не терять силы духа.

 

 001 Сказка «Жил-был самовар» - рассказывает о самоваре, он предстаёт перед нами пузатым, хвастливым, считает себя умницей, красавцем, но который зазнался и думает, что лучше всех.

Горький рассказывает о знакомых и близких детям вещах. Основной идеей сказки является то, что за простыми вещами автор высказывает важные мысли - нельзя хвастаться и зазнаваться. Бахвальство и неуважение к окружающим - высмеивание этих отрицательных качеств человека было основной задачей писателя.

Маленьким читателям предлагается подумать над поведением героев и сделать для себя нравственный вывод, к чему приводит такое поведение, поэтому сказка содержит поучительный смысл.

 Рисунок4«Сказки об Италии" написаны М. Горьким в 1910-1913 годах, когда писатель жил в Италии на острове Капри. Они печатались в эти годы в русской периодической печати, а также в большевистских газетах "Звезда", "Правда". Их высоко ценил В.И.Ленин, называя их "великолепными". В оригинальном сборнике Горького 27 "сказок", в моём издании - 14, т.е. половина. Читается легко, за сутки. Специфичное чтение. Насквозь идеологически пропитанное, как ромовая баба ромом. Горький писал это, проживая на острове Капри в Италии. Насколько это настоящая Италии начала 20 века, сказать сложно. Скорее, это эдакая романтическая Италия, где у пролетариев царит взаимовыручка, честных тружеников притесняют власть имущие, девушки сплошь честные, а молодые люди благородные. Наверное, потому это и названо "сказками".

 Рисунок5Главный герой сказки Горького «Про Иванушку-дурачка» – красивый парень, у которого все дела несуразным образом выходят. Нанял его мужик с детьми посидеть и в город с женой поехал. Иванушке он наказал смотреть за детьми, чтобы те за дверь не выходили и накормить их похлебкой, когда дети есть захотят.

Остался парень с детьми, сидит и на них смотрит. А когда дети есть захотели, стал похлебку готовить – набросал муки с картошкой в кадку, все это водой залил и стал коромыслом размешивать. Дети от такого горе-повара убежали за дверь.

Иванушка, помня наказ мужика не выпускать детей за дверь, снял дверь с петель и пошел искать их. В лесу он повстречал Медведя, рассказал ему, зачем по лесу с дверью ходит, а Медведь стал над ним смеяться и назвал его глупым. Но Иванушка с ним не согласился. Он считал, что глупый человек тот, кто злится на других. А добрый человек глупым быть не может. Над этими словами медведь призадумался. ….    

 

Вам представили  краткое содержание сказки.

       Рисунок6 В этой книге о веселом и умном итальянском мальчике Пепе, о том, как рабочие Италии любят детей и всегда готовы прийти им на помощь.

Пепе - лет десять, он хрупкий, тоненький, быстрый, как ящерица, пёстрые лохмотья болтаются на узких плечах, в бесчисленные дыры выглядывает кожа, тёмная от солнца и грязи.

Он похож на сухую былинку - дует ветер с моря и носит её, играя ею, - Пепе прыгает по камням острова, с восхода солнца по закат, и ежечасно откуда-нибудь льётся его неутомимый голосишко:

Италия прекрасная,

Италия моя!..

Множество интересных историй можно рассказать о Пепе. Однажды какая-то синьора поручила ему отнести в подарок подруге её корзину яблок своего сада и  ….  

А какие истории  дальше приключились с Пепе , вы узнаете прочитав сказку. 

 

Рисунок7Эта книга о бедности, о нищете, о добре и зле, о природе, о людях, о чувствах, о надеждах и разочарованиях. Максим Горький пишет о самом-самом дне, где речь  идут о нищем больном деде Архипе и его внуке Леньке. Дед с сиротой скитаются по Кубани, живут на одни подачки, но живут. Они хоть и нищие, но живые люди, которые чувствуют, переживают, грустят и радуются. Конечно эти все чувства приобретают своеобразную окраску на фоне нищеты и скитаний. Книга заставляет задуматься о жизненных ценностях. Возможно кого-то она заставит пересмотреть свои жизненные принципы и приоритеты. Кого-то заставит по-другому взглянуть на нищих вокруг.  

А, что дальше было с героями, вы узнаете из книги.

 Ребята!  Эти книги ждут вас на выставке.  Тем, кто станет сегодня читать рассказы и сказки  Максима Горького, написанные для детей, стоит вдуматься ещё раз в его слова:

«Живите дружно, как пальцы чудесно работающих рук музыканта».

Рисунок8         Рисунок4          Рисунок5          Рисунок10

Читайте книги Максима Горького!