В художественной литературе выделен целый жанровый пласт, где царят чувства, называемый «сентиментальным», и который пользуется массовой популярностью прекрасной половины человечества. Сегодня мы познакомимся с мастером сентиментальной прозы, ей присущи удивительная глубина и пронзительность, равной которой не встретишь.
Ирина Лазаревна Муравьева ─ известная русская и американская писательница, публицист, редактор и литературовед, автор книг в жанре современного любовного романа. Она родилась в Москве.
Начинала как литературовед, стала известна статьями о Пушкине. Художественные произведения начали писаться в Бостоне, куда она переехала в 1985 году вместе с семьей. Ее рассказ был напечатан в сборнике 26 лучших женских произведений мира. Семейная сага, которую мы предлагаем нашему читателю, включает в себя три книги. В ней Ирина Муравьева охватила очень много жизненных аспектов, показана жизнь, как она есть, с пороками и страстями, книга об истории семьи во время октябрьской революции. Эта книга-фрагмент жизни двух сестер. Она не расскажет чем все закончилось, в ней нет "хеппи энда", концовку читатель «додумывает» сам.
«Барышня» - первая книга семейной саги, но является вполне законченным и самостоятельным произведением. Вчерашняя гимназистка, воздушная барышня, воспитанная на стихах Пушкина, превращается в любящую женщину и самоотверженную мать. Роман начинается с урока истории, в котором освещается смерть поэта. Одной из слушательниц была семнадцатилетняя Татьяна Лотосова - очаровательная гимназистка с нелегкой судьбой. В раннем возрасте Татьяна была брошена матерью, ушедшей из семьи к любимому мужчине. Это наложило очень большой отпечаток на жизнь девушки, которая только к концу романа поняла поступок матери и перестала ее осуждать. Ну а история самой девушки описана поэтичным языком Ирины Муравьевой так, что переворачивая страницу за страницей даже не замечаешь, как бежит время. История вроде простая, банальная, но зато как прекрасно передана атмосфера в Москве в 1914-1916 годах. Вроде рассказывается о Татьяне, но постоянно происходят какие-то отступления. То описывается война с немцами и фронтовые трудности, то рассказ становится лирическим, даже с элементами легкой эротики, то тема снова возвращается к Татьяне, похоронившей жениха и родившей внебрачного ребенка.
«Холод черемухи» - вторая книга трилогии. Героиня – сестра Татьяны, Дина, отличается не только необычной красотой, но гордостью, силой и дерзостью. Муж её считает, что эта девочка, на которой он безрассудно, по страсти, женился, почти заколдовала его: он чувствует свежий и холодный запах черемухи, которым, как ему кажется, пахнет ее молодое тело, и с каждым днём всё отчетливее понимает, что жизни без Дины и этой черёмухи нет и не будет. Однако они расстаются: Дина возвращается из свадебного путешествия обратно в Россию, где только что взяли власть большевики, а муж её остается в Берлине.
К третьей части семейной саги Ирины Муравьевой “Мы простимся на мосту” как нельзя лучше подошли бы ахматовские строки: “Нам, исступленным, горьким и надменным, не смеющим глаза поднять с земли, запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли”. Те герои, чьи жизни переплелись внутри этого романа, и есть “исступленные, горькие и надменные люди”, с которыми наступившее время (1920-е годы!) играет в самые страшные игры. Цель этих игр: выстудить из души её светоносную основу, заставить человека доносить, предавать, лгать. Кажется, вокруг – одна смерть, один холод кровавый, сверху, как кипяток на голову, поступают приказы: расстрелять без пощады. Красный террор. Как выжить, спастись Дине, которая уже попала в руки Лубянки, подписав страшную бумагу о секретном сотрудничестве с ЧК. Как сберечь в душе главное – дом, уют, семью, надежду…