Режим работы:

regim2

Режим вц3има

 

 

 

 

 

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

4

Филиалы

Логотип 100 лет РК

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Анк

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Свадебный обряд устьцилёмов.

cv1Свадебный обряд устьцилёмов представляет собой форму сохранения севернорусской старообрядческой культуры, представленной устными текстами, самобытным исполнением древнерусских песен и причети, спецификой танца. Сохраняется народная праздничная женская одежда. Участники обряда – родственники и односельчане. Важнейшими элементами обряда являлись заручение невесты, расплетение косы, благословление молодых, свадебный стол, исполнение лирических песен.

В настоящее время свадебный обряд значительно изменен, из традиционных элементов сохраняются: наряжание невесты в народную одежду, прохождение испытаний женихом и его «свитой», выкуп невесты, причеть, поднос, олабыши. Исполняются народные лирические песни.

В старообрядческой культуре в условиях утраченного священства свадебный обряд был единственной формой общественного признания новой семейной пары. Обрядовое «оформление» придавало молодоженам статус женатых людей (более уважаемых) в сравнении с теми, кто вступал в брак «уходом», «умыканием». Принципиальным отличием обряда является отсутствие жанра свадебных песен. Исключение песен свадебной тематики из обряда является следствием непростого отношения староверов к браку, существо которого при утраченном священстве на протяжении полутора столетий (конец XVII–XVIII вв.) признавалось блудом.

С середины XIX–до 60-х годов XX века самой распространенной формой брака была договорная. Договорному браку была свойственна публичность: участие в нём жителей деревни являлось их общинной обязанностью и служило своего рода санкционированием брака.

У устьцилёмов зафиксированы и такие реликтовые формы брака, как калым и умыкание. Умыкание невесты – древняя традиция, в западной славянской культуре было известно до конца XVI века. Как свидетельствуют факты, захват, насильственное завоевание невесты были нередки в усть-цилемской традиции, сохранявшиеся ещё в первой половине XX в. В случае успешного похищения статус жениха (молодого мужа) заметно возрастал, о нём односельчане говорили, как о герое.

Весьма прагматично объясняют традицию умыкания пижемские староверы, связывавшуюся с конфессиональными особенностями – сохранением репутации своих родителей: «Иногда, если дочь хотела выйти замуж за мирского, то похищение происходило с ведома родителей – перед людьми они выглядели невиновными, и никто не стал бы их осуждать, что добровольно выдали дочь не за своего старообрядца».

В настоящее время воссоздание свадебного обряда или отдельных его элементов (сватовство, смотрины) обусловлено интересом и потребностью молодых людей к упрочению семьи через сохранение традиций.

Народный интерес к подержанию семейных традиций на современном этапе возобновлен проектом «Родовой дом», благодаря которому многие семейные династии начали расписывать генеалогии, пишут воспоминания о представителях рода.

http://cntipk.ru/objects/svadebnyj-obryad-ustczilyomov/

cv3cv2.jpg

cv5cv4