Коми-зыряне часто говорили: «Мортлöнмеддонатор – дзоньвидзалун! Самое ценное для человека – здоровье». Представления о здоровом образе жизни являются неотъемлемой частью народной культуры.Сведения о лечебных средствах и приемах передавались из поколения в поколение преимущественно путем непосредственной передачи. В настоящее время фиксируется лишь часть знаний, оставшихся нам от предыдущих поколений.
Так, баня широко применялась в народной медицине для лечения простудных, кожных, травматических заболеваний. Целебное действие тепла, воды, массажа веником подкреплялось применением компрессов, растираний, ингаляций из отваров трав и других средств. Особое место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных и лечебно-магических обрядов.
Растения пармы также активно использовались зырянами для поддержания здоровья. У каждой травницы были заботливо засушены множество растений, с помощью которых снимались хвори односельчан.Использовались лекарственные растения в повседневной народно-медицинской практике в свежем и сушеном виде в форме настоев и отваров. В качестве ранозаживляющих и кровоостанавливающих средств часто использовались свежие растения или свежие соки растений.Среди населения края было широко распространено лечение комплексными наборами трав.
У коми в большом почете для лечения различных заболеваний была ключевая вода. Популярным средством в народной гигиене и медицине была вода, настоянная на золе (кунва). Повсюду она использовалась в качестве заменителя мыла для стирки белья, мытья головы. В щелоке принимали ванны больные кожными заболеваниями. Золой присыпали различные ранки. В дополнение к этой процедуре читался заговор.
Соленая вода считалась хорошим болеутоляющим средством при сердечных приступах, головных болях. Соль грели в печах и в мешочках клали на больные суставы, ушибы, синяки, поясницу. Таким же образом лечили и различные болезни позвоночника.
В арсенале лечебных средств животного происхождения значительное место в прошлом у коми занимали продукты охоты и рыболовства. Нередко в снаряжении охотников-промысловиков имелись пузырьки для сбора желчи (сöп), которая считалась эффективным лечебным и профилактическим средством: при разделке туши убитого зверя извлекали желчный пузырь целиком, высушивали его и растирали в порошок, который затем добавляли в пищу или чай. Сильно действующим и довольно распространенным лечебным средством являлись и применяются по настоящее время медвежий и барсучий жир. При простудных заболеваниях растопленный жир пили с горячим молоком, закапывали в уши и в нос. Им тщательно растирали тело при ломоте, болях в суставах, пояснице, ушибах. Использовался он и в качестве смягчающего средства при обморожениях и особенно при ожогах.
Лечение большинства болезней у коми-пермяков сопровождалось произнесением, как было уже отмечено, заговоров, и почти все заговоры и наговоры произносились в бане. В этих заговорах были обращения не только к божественным силам, но и к самой бане, ибо коми-зыряне свято верили в ее целебную силу.
Подробнее:
Народная медицина коми.
http://cntipk.ru/objects/narodnaya-mediczina-komi/
Народная медицина
https://комиокруг.рф/komi-permyaki/narodnaya-meditsina.html
Документальный фильм. «Коми incognito» Народная медицина Коми.
«Коми incognito» – серия фильмов о самых загадочных событиях в истории Коми, о неизведанных уголках республики, о необычных людях и необъяснимых традициях. От телеканала «Юрган»