pushssilka24

Режим работы:

htbvhfjnsyfcfqn2024

 

 

 

 

 

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

4

Логотип 100 лет РК

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Анк

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Трудовые причитания коми-ижемцев.

trudovie1

 

Трудовые причитания коми-ижемцев – это один из уникальных жанров мирового песенного фольклора. В 1944 г., известный финно-угровед А. С. Сидоров записал от печорских и ижемскихкоми несколько вариантов импровизаций о труде и быте северных коми, которые он определил, как «бытовые лирико-эпические песни».Они весьма разнообразны по тематике: в них отразились все основные формы хозяйственной деятельности, вся жизнь северянина.

 

Специальные трудовые причитания складывались во время пахоты, сева, сенокоса, молотьбы, расчистки под пашни, переправы по реке, поездки в тундру, при праздничной уборке дома, во время ледохода и т.д.

Они могли складываться «на любой случай», на любую тему, значимую для данной локальной традиции.В исторический период своего бытования были популярны по всей территории расселения коми-ижемцев.Так, жители Усть-Ухты и Винлы издавна занимались лесозаготовкой и охотой на лесного зверя, и там были записаны причитания о работе в лесу, о поездке по лесной дороге, о лесных просторах. В Мохче и Сизябске занимались тундровым оленеводством, соответственно, и многие импровизации связаны с тундрой.

Для напевов трудовых причитаний характерна значительная внутрислоговая распевность, причем распевы слов уснащены многочисленными вставками дополнительных гласных.Это особенно проявляется в импровизациях «Тундра», «Изьвасаяг» (Ижемский лес), «Печора ю» (Печора-река), «Уджводзвылын» (Перед работой), «Нянь вöдитöм» (Хлебопашество).

В современной культуре коми-ижемцев традиция исполнения коллективных причитаний почти полностью утрачена. Это связано как с изменением традиционного уклада жизни, так и с исчезновением носителей этой певческой культуры. Однако еще во второй половине XX в. во многих населенных пунктах еще были достаточно слаженные коллективы исполнителей. Фольклорные записи конца 1950 – 1960-х гг. показывают популярность этого жанра и в Ижемском, и в Усинском и Ухтинском районах Республики коми, где проживают коренные коми-ижемцы. В сольном исполнение трудовые причитания зафиксированы и среди коми-ижемцев, проживающих на Кольском полуострове, и среди зауральских коми. Сегодня в ижемских селах и деревнях можно найти только  отдельных исполнителей, опыт которых никем не перенимается.

Источники:

♦Трудовые причитания коми-ижемцев.

http://cntipk.ru/objects/trudovye-prichitaniya-komi-izhemczev/

trudovie2

trudovie3