У летских коми брак санкционировался, прежде всего, благословением родителей, а также свадебным обрядом с участием родственников и односельчан.
Накануне дня свадьбы проводили прощальный вечер у невесты. Этот вечер, на который собирались подруги невесты, жених с друзьями, принято было проводить с угощением за столом, игрой на гармони. Одним из основных событий была обрядовая баня, устраиваемая поздно вечером или рано утром после девичника. Перед отправлением в баню крестная расплетала волосы невесте.
Расплетение косы, символа девичества, сопровождалось специальными причитаниями невесты. Яркой спецификой отличается обычай, по которому невесте надевали головедец без лент и меховую шапку. Шапка обязательно выкупалась женихом, поскольку в ней невеста отправлялась на венчание.После венчания крестная жениха заплетала невесте волосы, делая прическу замужней женщины, надевала традиционный женский головной убор сороку.
При встрече молодых в доме жениха совершался обряд посыпания куриным или утиным пухом, шерстью, чтобы «так же легко жили, как пух».Перед тем как приступить к трапезе, совершали троекратный обход обеденного стола по ходу солнца, закрепляя тем самым брачный союз после церковного венчания. Жениху, невесте, крестным родителям покрывали плечи вышитыми полотенцами, в которых они оставались в течение всего свадебного дня.
Во второй день свадьбы новобрачная пекла блины из приготовленного свекровью теста. Стопку блинов ставили на стол перед женихом. Второй день свадьбы также называли смотрины, так как родственники и соседи приходили смотреть «какую невесту привезли».
Спецификой третьего дня празднования свадьбы был обычай выпекания пирогов с остриями (занозами), а также связанные с ним обрядовые действия.Одной из наиболее ярких особенностей обрядов третьего дня у летских коми является ряженье, когда родственники жениха, переодевшись в ветхую одежду, брали с собой корзину и обходили односельчан, просили угощения, после чего кормили всех участников свадьбы, в первую очередь, новобрачных.
В летний период бытовал обычай послесвадебного «купания» невесты, символизировавший приобщение молодушки к новой социально-возрастной, семейно-родовой и территориальной группе: если молодая до замужества жила в другой деревне, то, когда ее купали в реке, говорили: “теперь ты наша”. Как правило, молодую неожиданно окунали в воду при стирке белья, или во время сенокоса.
Свадебный обряд у летских коми – это величавое действо со своей последовательностью ритуалов. Их соблюдение должно было обеспечить гармонию земных и небесных законов в жизни молодых.
Источники:
♦ Свадебная обрядность летских коми в 1950-1960-е годы.
https://cyberleninka.ru/article/n/svadebnaya-obryadnost-letskih-komi-v-1950-1960-e-gody
♦ Свадебные традиции летских коми
http://cntipk.ru/objects/svadebnye-tradiczii-letskih-komi/