В начале мероприятия ребята совершили экскурсию по библиотеке. Дошколята с большим удовольствием слушали рассказ библиотекаря о правилах поведения в библиотеке, о правильном обращении с книгой и как записаться в библиотеку.
На абонементе ребята познакомились с книгами, представленными на новогодней выставке «Новогодний серпантин», а в читальном зале библиотеки для юных читателей прошло краеведческое путешествие «Парма - наш любимый край», в котором дети принимали непосредственное участие, отгадывали загадки и отвечали на вопросы викторины о животном и растительном мире нашей Родины и посмотрели мультипликационный фильм «Девочка с веретёнце».
И в завершении познакомились с детскими книгами о растительном и животном мире Коми края.
Экскурсия произвела на дошкольников огромное впечатление, и мы надеемся, что ребята с нетерпением будут ждать встречи с библиотекой снова и снова, и обязательно придут сюда ещё раз, и возможно станут постоянными читателями, когда пойдут в первый класс.
Игры с овечьими лодыжками (шегами) были одними из самых распространенных и популярных в традиционной культуре коми.Играли в лодыжки на полу, но чаще всего на печи, так как печь считалась наиболее предпочтительным местом для игр, а также и для рассказывания сказок. Игра проходила азартно и весело.«Шег» был в основном забавой мальчишек, но по праздникам за кости брались и взрослые мужчины.Настоящая «шегомания» начиналась на Рождество - играли всю святочную неделю.
В другие времена года «шег» находился под запретом - суеверные крестьяне боялись, что в хозяйстве могут выродиться овцы. Девушки на святках тоже бросали кости, чтобы узнать свое будущее.
Каковы же правила игры в «шег»?
Игра требует сосредоточенности и терпения: во время хода нельзя двигаться с места.Одновременно в «шег» могут играть лишь четверо. В игре 40 костей, их высыпают на стол, первым начинает тот, у кого выпадет косточка «пызан» - всего же косточек-суставов бывает четырёх видов. После установления очерёдности игрок собирает косточки в ладони и раскидывает на столе. Падали косточки по-разному. Игрок высматривает те, что лежат одинаковыми поверхностями кверху и пытается выбить их щелбаном, при этом не задев остальные.Если игрок попадает, забирает косточку себе и продолжает игру. Если промахивается или задевает третью, а также щелкает «вхолостую», ход переходит к следующему игроку. Если на столе остаются косточки разных позиций, и игрок до этого выбил косточку, то он собирает оставшиеся, снова выбрасывает их на стол и продолжает ход. Игра заканчивается тогда, когда последние две косточки падают на одинаковые стороны, и игрок делает точный щелчок. Участники играют четыре кона: побеждает тот, кто выбьет наибольшее количество косточек в последнем. Часто кости, как семейная реликвия, передавались по наследству.
Сегодня эта старинная коми игра стала уже экзотикой.
Источники:
♦ Традиции игры с овечьими лодыжками (с шегами) в культуре коми
http://cntipk.ru/objects/1868/
♦ «Шег»: разберем по косточкам
https://ourreg.ru/2019/04/25/sheg-razberem-po-kostochkam/
♦ Коми народная игра «Шег»
https://tur-komi.livejournal.com/2598.html
♦ Мастер-класс по коми народной игре «Шег» (фильм)
https://dzen.ru/video/watch/615ab8ee330f1f6c1be0810a
У летских коми брак санкционировался, прежде всего, благословением родителей, а также свадебным обрядом с участием родственников и односельчан.
Накануне дня свадьбы проводили прощальный вечер у невесты. Этот вечер, на который собирались подруги невесты, жених с друзьями, принято было проводить с угощением за столом, игрой на гармони. Одним из основных событий была обрядовая баня, устраиваемая поздно вечером или рано утром после девичника. Перед отправлением в баню крестная расплетала волосы невесте.
Расплетение косы, символа девичества, сопровождалось специальными причитаниями невесты. Яркой спецификой отличается обычай, по которому невесте надевали головедец без лент и меховую шапку. Шапка обязательно выкупалась женихом, поскольку в ней невеста отправлялась на венчание.После венчания крестная жениха заплетала невесте волосы, делая прическу замужней женщины, надевала традиционный женский головной убор сороку.
При встрече молодых в доме жениха совершался обряд посыпания куриным или утиным пухом, шерстью, чтобы «так же легко жили, как пух».Перед тем как приступить к трапезе, совершали троекратный обход обеденного стола по ходу солнца, закрепляя тем самым брачный союз после церковного венчания. Жениху, невесте, крестным родителям покрывали плечи вышитыми полотенцами, в которых они оставались в течение всего свадебного дня.
Во второй день свадьбы новобрачная пекла блины из приготовленного свекровью теста. Стопку блинов ставили на стол перед женихом. Второй день свадьбы также называли смотрины, так как родственники и соседи приходили смотреть «какую невесту привезли».
Спецификой третьего дня празднования свадьбы был обычай выпекания пирогов с остриями (занозами), а также связанные с ним обрядовые действия.Одной из наиболее ярких особенностей обрядов третьего дня у летских коми является ряженье, когда родственники жениха, переодевшись в ветхую одежду, брали с собой корзину и обходили односельчан, просили угощения, после чего кормили всех участников свадьбы, в первую очередь, новобрачных.
В летний период бытовал обычай послесвадебного «купания» невесты, символизировавший приобщение молодушки к новой социально-возрастной, семейно-родовой и территориальной группе: если молодая до замужества жила в другой деревне, то, когда ее купали в реке, говорили: “теперь ты наша”. Как правило, молодую неожиданно окунали в воду при стирке белья, или во время сенокоса.
Свадебный обряд у летских коми – это величавое действо со своей последовательностью ритуалов. Их соблюдение должно было обеспечить гармонию земных и небесных законов в жизни молодых.
Источники:
♦ Свадебная обрядность летских коми в 1950-1960-е годы.
https://cyberleninka.ru/article/n/svadebnaya-obryadnost-letskih-komi-v-1950-1960-e-gody
♦ Свадебные традиции летских коми
http://cntipk.ru/objects/svadebnye-tradiczii-letskih-komi/
Трудовые причитания коми-ижемцев – это один из уникальных жанров мирового песенного фольклора. В 1944 г., известный финно-угровед А. С. Сидоров записал от печорских и ижемскихкоми несколько вариантов импровизаций о труде и быте северных коми, которые он определил, как «бытовые лирико-эпические песни».Они весьма разнообразны по тематике: в них отразились все основные формы хозяйственной деятельности, вся жизнь северянина.
Специальные трудовые причитания складывались во время пахоты, сева, сенокоса, молотьбы, расчистки под пашни, переправы по реке, поездки в тундру, при праздничной уборке дома, во время ледохода и т.д.
Они могли складываться «на любой случай», на любую тему, значимую для данной локальной традиции.В исторический период своего бытования были популярны по всей территории расселения коми-ижемцев.Так, жители Усть-Ухты и Винлы издавна занимались лесозаготовкой и охотой на лесного зверя, и там были записаны причитания о работе в лесу, о поездке по лесной дороге, о лесных просторах. В Мохче и Сизябске занимались тундровым оленеводством, соответственно, и многие импровизации связаны с тундрой.
Для напевов трудовых причитаний характерна значительная внутрислоговая распевность, причем распевы слов уснащены многочисленными вставками дополнительных гласных.Это особенно проявляется в импровизациях «Тундра», «Изьвасаяг» (Ижемский лес), «Печора ю» (Печора-река), «Уджводзвылын» (Перед работой), «Нянь вöдитöм» (Хлебопашество).
В современной культуре коми-ижемцев традиция исполнения коллективных причитаний почти полностью утрачена. Это связано как с изменением традиционного уклада жизни, так и с исчезновением носителей этой певческой культуры. Однако еще во второй половине XX в. во многих населенных пунктах еще были достаточно слаженные коллективы исполнителей. Фольклорные записи конца 1950 – 1960-х гг. показывают популярность этого жанра и в Ижемском, и в Усинском и Ухтинском районах Республики коми, где проживают коренные коми-ижемцы. В сольном исполнение трудовые причитания зафиксированы и среди коми-ижемцев, проживающих на Кольском полуострове, и среди зауральских коми. Сегодня в ижемских селах и деревнях можно найти только отдельных исполнителей, опыт которых никем не перенимается.
Источники:
♦Трудовые причитания коми-ижемцев.
http://cntipk.ru/objects/trudovye-prichitaniya-komi-izhemczev/
Чипсан – свисток, относится к типу флейт Пана. Это общее название свистящих музыкальных инструментов, изготавливаемых из стеблей дудника (заргум) – трубки нарезаются из свежих или высушенных стеблей трубчатого растения, тембр звука лёгкий, прозрачный. Чипсаны были большие и маленькие, состояли из одного или нескольких свистков. «Куима чипсан» представляет собой трехствольную закрытую флейту. Инструментальный комплект состоит из двух пар (г о з); большой (ыджыд) и маленькой (ичöт), которые настраиваются по смежным трехзвучиям типа до-ми-соль и ре-фа-ля второй октавы.