Pobeda80 logo main

ГОД ГЕРОЕВ СИНИЙ

Режим работы:

Режим работы зима лето

 

 

 

 

 

pushssilka24

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Frame 1

Frame 3

 

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Народный праздник «Луд».

Луд 1Одним из самых ярких национальных праздников, отражающих самобытность Республики Коми, является межрегиональный народный праздник «Луд». Он традиционно проходит в Ижемском районе в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля в канун начала сенокосной страды.Время проведения праздника Луд - с вечера до восхода солнца.

История праздника уходит во времена языческие, когда люди были едины с природой. Поэтому главные темы праздника – растительность и сила воды. Ижемские старожилы вспоминали, что каждое село, каждая деревня в определённое время, от Ивана Купалы до Петровских дней, выходила гулять на луга.

«Гуляли» перед началом сенокоса или поста, то есть праздновали перед предстоящей долгой работой, страдой и петровским постом.

Сам праздник открывают «Ижемские ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота.

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закреплённое за каждым селом место - сикт (буквально «село») или подворье. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костёр, принимают гостей. На «Луде» проводится конкурс гармонистов.

Интересен «Хоровод невест». Это отголосок обряда инициации - перехода девочек в статус невест. В «хороводе невест» принимают участие молодые девушки, переходящие из подросткового возраста в период девичества. Это символический переход во взрослую жизнь. На «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали невест.

Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах».

Кульминация праздника - встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня, начало лета и конца ритуального действа. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, к предкам-родителям за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются заклички, восхваляющие солнце и молодую счастливую жизнь.

Празднование «Луда» было признано Республиканским и входит в пятёрку самых привлекательных мероприятий в России, связанных с национальным колоритом. В настоящее время праздник «Луд» - это бренд Ижемского района.

https://zen.yandex.ru/media/id/5d976f525d6c4b00adac9ed1/tradicionnyi-prazdnik-ijemcev--lud-60c867f3e72f9332f7b81e73

Луд 2

Луд 4

lud

Луд ко

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Родовые традиции устьцилёмов.

усть 2Родовые традиции включают в себя комплекс духовных и трудовых традиций рода: название или прозвище рода, историю его образования, сохранение родового дома.

 Родовые традиции устьцилёмов представляют важную часть локальной северорусской народной культуры. Благодаря преемственности поколений сохраняются династии, корнем семейственности является отчий дом, в котором собираются и ныне все представители рода, вспоминают предков, бытовую культуру. В родовых домах хранятся предметы быта, фотографии, создаются семейные музеи. Одной из форм сохранения семейных традиций в настоящее время является проект «Родовой дом», благодаря которому многие семейные династии возобновили составление генеалогий. Значительным фактором сохранения родовых традиций является организация и проведение выставок, посвященных семейным традициям, проведение районных конференций по теме «Родословия», создание семейных музеев и их популяризация. В настоящее время в с. Усть-Цильма действуют три семейных музея, на базе которых проводятся уроки краеведения. Такие музеи вызывают интерес не только у жителей края, но и у учёных, туристов, любителей старины.

http://cntipk.ru/objects/rodovye-tradiczii-ustczilyomov/

усть 4

усть 3

усть 6

1 3

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Промысловые традиции народа коми.

prom1Промысловые традиции составляют неотъемлемую часть традиционного образа жизни   народа коми. В них заключен многовековой опыт адаптации к условиям крайне-северной тайги — выработанные навыки изготовления и применения охотничьего и рыболовного инвентаря. Накопленные знания об окружающей природе позволили в полной мере использовать ресурсы среды обитания, обеспечивая их воспроизводство, а детально продуманные типы промысловой одежды, жилища гарантировали защиту от неблагоприятных природно-климатических факторов.

 

Производственные практики, уклад повседневной жизни в лесу в охотничий сезон регламентировались особыми правилами, определявшими поведение в лесу, отношение к природе, взаимоотношения между промысловиками. И производственный опыт, и промысловая мораль нашли отражение в различных жанрах фольклора, который играл важную роль в межпоколенной передаче традиций, сохранению представлений о престижности занятий охотой и рыболовством. В настоящее время промысловые традиции коми сохраняются в местах компактного проживания коренного населения, в основном, представителями старшего поколения охотников, осознающими их ценность и стремящимися передать молодежи.

Источники:

1. «Промысловые традиции народа коми».

Историко-этнографическая справка.Уляшев Олег Иванович, канд. фил.наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН.

Фотографии из личного архива О.И. Уляшева. Жилища, строения и быт промысловиков, ловушки,промысловое снаряжение,процесс.

http://cntipk.ru/objects/promyslovye-tradiczii-naroda-komi/

2. Документальный фильм «Охотники Расовы из усть–куломского села «Ручь» Телепередача «Миянйӧз»(КРТК «Юрган», 2020 г., Сыктывкар)

https://www.youtube.com/watch?v=u_KZi7wO7d8&t=2s

3. Книги из фонда Вуктыльской библиотеки.

Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине ХIХ – начале ХХ в.: Культура промыслового населения таёжной зоны Европейского Северо-Востока / Отв. ред. Л.Н.Жеребцов. М.: Наука, 1983.

Коми легенды и предания // Сост. Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1984.

Ильина Ирина Васильевна. Мужчина и женщина в традиционной культуре коми : [монография] / И. В. Ильина, О. И. Уляшев ; отв. ред. А. В. Головнев. - Сыктывкар : Ин-т языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2009. – 221с.

В дебрях Севера : Русские писатели XVIII - XIX веков о земле Коми / сост. и автор вступительных статей З. Я. Немшилова, Худ. В. А. Клейман, А. В. Мошев. - 2-е изд., испр. и доп. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1999.

Жеребцов Любомир Николаевич (1925 - 1991). Из жизни древних коми / Л. Н. Жеребцов, Н. Д. Конаков, К. С. Королев. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1985. - 134 с.

prom2

prom3

prom4

prom5

prom6

prom7

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми.Родовые знаки коми – ПАСЫ

pasiУ коми-зырян принято было знать своих предков до седьмого-десятого колена. В прошлом каждый род имел свою родовую метку – пас, которую ставили на документах вместо подписи, чертили на домах, вырезали на деревьях, отмечая таким образом границы охотничьих угодий. Подобные знаки существовали у всех финно-угорских и самодийских народов. Обычно пасы выполняли роль тамги. Тамга – это знак родовой или личной собственности. Если охотник положил на тушу убитого животного кусок бересты со своими символами, значит, эта туша принадлежит ему. Такие же знаки высекались, например, на охотничьих принадлежностях.

Знаками помечалась вся собственность семьи: земельные угодья, охотничьи тропы, орудия труда, бытовые предметы, утварь и т.п. Причем с такой целью они использовались очень долго. Ещё в прошлом веке жители деревень легко могли определить по знакам, кому принадлежит та или иная вещь.Почти не меняясь, пасы дошли до наших дней на прялках, вышитых и вязаных узорах.

Кроме того, пасы использовались как обереги. Основное определение пасов в коми языке – «Рöдвуж». Основная цель - противостоять мистическим силам и болезням, которые считались следствием недоброй духовной силы и порчи. Они несли в себе магический, ритуальный смысл.

Трудно сказать, когда коми-зыряне стали использовать собственные знаки. Однако при археологических раскопках древних могильников было найдено несколько предметов, на которые нанесены подобные знаки. Все они относятся к XII— XIV векам. Эти находки говорят о том, что у древних пермских народов существовала письменность задолго до того, как ее создал известный просветитель Стефан в конце XIV века.

https://grimoire.club/viewtopic.php?t=10641

Объекты нематериального культурного наследия. Традиции вычегодской росписи по дереву.

Rospis2Вычегодская роспись входит в ареал северных и уральских народных росписей по дереву. Она выполнялась коми мастерами – плотниками, столярами и набойщиками по тканям – выходцами из старообрядческих семей. Традиция этой росписи бытовала в конце XIX – первой четверти XX веков в коми селах и деревнях бассейна реки Вычегды, на территории современного Усть-Куломского района Республики Коми.

Росписью покрывали интерьеры изб, перегородки, разделяющие комнаты, мебель: залавки (шкафчики для посуды), филенки больших шкафов. А еще – детали ткацких станов, льнотрепала, прялки, швейки и деревянную посуду. Особенно интересны по декору расписные односоставные прялки, похожие по форме на овальное весло.

По технике письма, орнаментации и колориту роспись вычегодских мастеров существенно отличается от росписей русского Севера и Урала. Ни в одном другом районе предметы такого колорита, цветовой гаммы больше не создавались. При этом выполненные коми старообрядцами расписные изделия никогда не продавались и не вывозились ни на одну из ярмарок, поэтому практически не были известны за пределами бассейна Вычегды.

Подробнее узнать об особенностях вычегодской росписи по дереву вы сможете, пройдя по ссылкам.

Традиция вычегодской росписи по дереву.

http://cntipk.ru/objects/tradicziya-vychegodskoj-rospisi-po-derevu/

Самобытная роспись Верхней Вычегды.

https://ourreg.ru/2021/01/06/samobytnaja-rospis-verhnej-vychegdy/

Традиция росписи по дереву верхневычегодских коми в конце XIX – первой четверти XX века.http://www.komi.com/pole/files/(2014)_Sharapov_Zemcova_Folk_fine_art_komi_Vychegda.pdf

Традиционная культура народов Европейского северо-востока России.

https://ethnokomi.ru/folk/komi/txt222.htm