Родовые традиции включают в себя комплекс духовных и трудовых традиций рода: название или прозвище рода, историю его образования, сохранение родового дома.
Родовые традиции устьцилёмов представляют важную часть локальной северорусской народной культуры. Благодаря преемственности поколений сохраняются династии, корнем семейственности является отчий дом, в котором собираются и ныне все представители рода, вспоминают предков, бытовую культуру. В родовых домах хранятся предметы быта, фотографии, создаются семейные музеи. Одной из форм сохранения семейных традиций в настоящее время является проект «Родовой дом», благодаря которому многие семейные династии возобновили составление генеалогий. Значительным фактором сохранения родовых традиций является организация и проведение выставок, посвященных семейным традициям, проведение районных конференций по теме «Родословия», создание семейных музеев и их популяризация. В настоящее время в с. Усть-Цильма действуют три семейных музея, на базе которых проводятся уроки краеведения. Такие музеи вызывают интерес не только у жителей края, но и у учёных, туристов, любителей старины.
http://cntipk.ru/objects/rodovye-tradiczii-ustczilyomov/
Промысловые традиции составляют неотъемлемую часть традиционного образа жизни народа коми. В них заключен многовековой опыт адаптации к условиям крайне-северной тайги — выработанные навыки изготовления и применения охотничьего и рыболовного инвентаря. Накопленные знания об окружающей природе позволили в полной мере использовать ресурсы среды обитания, обеспечивая их воспроизводство, а детально продуманные типы промысловой одежды, жилища гарантировали защиту от неблагоприятных природно-климатических факторов.
Производственные практики, уклад повседневной жизни в лесу в охотничий сезон регламентировались особыми правилами, определявшими поведение в лесу, отношение к природе, взаимоотношения между промысловиками. И производственный опыт, и промысловая мораль нашли отражение в различных жанрах фольклора, который играл важную роль в межпоколенной передаче традиций, сохранению представлений о престижности занятий охотой и рыболовством. В настоящее время промысловые традиции коми сохраняются в местах компактного проживания коренного населения, в основном, представителями старшего поколения охотников, осознающими их ценность и стремящимися передать молодежи.
Источники:
1. «Промысловые традиции народа коми».
Историко-этнографическая справка.Уляшев Олег Иванович, канд. фил.наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН.
Фотографии из личного архива О.И. Уляшева. Жилища, строения и быт промысловиков, ловушки,промысловое снаряжение,процесс.
http://cntipk.ru/objects/promyslovye-tradiczii-naroda-komi/
2. Документальный фильм «Охотники Расовы из усть–куломского села «Ручь» Телепередача «Миянйӧз»(КРТК «Юрган», 2020 г., Сыктывкар)
https://www.youtube.com/watch?v=u_KZi7wO7d8&t=2s
3. Книги из фонда Вуктыльской библиотеки.
Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине ХIХ – начале ХХ в.: Культура промыслового населения таёжной зоны Европейского Северо-Востока / Отв. ред. Л.Н.Жеребцов. М.: Наука, 1983.
Коми легенды и предания // Сост. Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1984.
Ильина Ирина Васильевна. Мужчина и женщина в традиционной культуре коми : [монография] / И. В. Ильина, О. И. Уляшев ; отв. ред. А. В. Головнев. - Сыктывкар : Ин-т языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2009. – 221с.
В дебрях Севера : Русские писатели XVIII - XIX веков о земле Коми / сост. и автор вступительных статей З. Я. Немшилова, Худ. В. А. Клейман, А. В. Мошев. - 2-е изд., испр. и доп. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1999.
Жеребцов Любомир Николаевич (1925 - 1991). Из жизни древних коми / Л. Н. Жеребцов, Н. Д. Конаков, К. С. Королев. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1985. - 134 с.
У коми-зырян принято было знать своих предков до седьмого-десятого колена. В прошлом каждый род имел свою родовую метку – пас, которую ставили на документах вместо подписи, чертили на домах, вырезали на деревьях, отмечая таким образом границы охотничьих угодий. Подобные знаки существовали у всех финно-угорских и самодийских народов. Обычно пасы выполняли роль тамги. Тамга – это знак родовой или личной собственности. Если охотник положил на тушу убитого животного кусок бересты со своими символами, значит, эта туша принадлежит ему. Такие же знаки высекались, например, на охотничьих принадлежностях.
Знаками помечалась вся собственность семьи: земельные угодья, охотничьи тропы, орудия труда, бытовые предметы, утварь и т.п. Причем с такой целью они использовались очень долго. Ещё в прошлом веке жители деревень легко могли определить по знакам, кому принадлежит та или иная вещь.Почти не меняясь, пасы дошли до наших дней на прялках, вышитых и вязаных узорах.
Кроме того, пасы использовались как обереги. Основное определение пасов в коми языке – «Рöдвуж». Основная цель - противостоять мистическим силам и болезням, которые считались следствием недоброй духовной силы и порчи. Они несли в себе магический, ритуальный смысл.
Трудно сказать, когда коми-зыряне стали использовать собственные знаки. Однако при археологических раскопках древних могильников было найдено несколько предметов, на которые нанесены подобные знаки. Все они относятся к XII— XIV векам. Эти находки говорят о том, что у древних пермских народов существовала письменность задолго до того, как ее создал известный просветитель Стефан в конце XIV века.
Вычегодская роспись входит в ареал северных и уральских народных росписей по дереву. Она выполнялась коми мастерами – плотниками, столярами и набойщиками по тканям – выходцами из старообрядческих семей. Традиция этой росписи бытовала в конце XIX – первой четверти XX веков в коми селах и деревнях бассейна реки Вычегды, на территории современного Усть-Куломского района Республики Коми.
Росписью покрывали интерьеры изб, перегородки, разделяющие комнаты, мебель: залавки (шкафчики для посуды), филенки больших шкафов. А еще – детали ткацких станов, льнотрепала, прялки, швейки и деревянную посуду. Особенно интересны по декору расписные односоставные прялки, похожие по форме на овальное весло.
По технике письма, орнаментации и колориту роспись вычегодских мастеров существенно отличается от росписей русского Севера и Урала. Ни в одном другом районе предметы такого колорита, цветовой гаммы больше не создавались. При этом выполненные коми старообрядцами расписные изделия никогда не продавались и не вывозились ни на одну из ярмарок, поэтому практически не были известны за пределами бассейна Вычегды.
Подробнее узнать об особенностях вычегодской росписи по дереву вы сможете, пройдя по ссылкам.
Традиция вычегодской росписи по дереву.
http://cntipk.ru/objects/tradicziya-vychegodskoj-rospisi-po-derevu/
Самобытная роспись Верхней Вычегды.
https://ourreg.ru/2021/01/06/samobytnaja-rospis-verhnej-vychegdy/
Традиция росписи по дереву верхневычегодских коми в конце XIX – первой четверти XX века.http://www.komi.com/pole/files/(2014)_Sharapov_Zemcova_Folk_fine_art_komi_Vychegda.pdf
Традиционная культура народов Европейского северо-востока России.
В настоящее время народное искусство активно изучается в Республике Коми, но, к сожалению, за рамками внимания исследователей осталась самобытная пижемская роспись, как составная часть русской культуры Усть-Цилемского района – места компактного проживания русских, находящихся в окружении коми населения. Появление пижемской росписи связано с освоением Печорского края новгородцами с начала 16 века миграционным потоком старообрядцев. Рукописная традиция, принесенная первыми поселенцами и продолженная последователями старой веры, послужила источником для появления расписного промысла.
Орнаментика книжной графики (заставки, буквицы и концовки) вдохновила печорского крестьянина на создание изящного неповторимого графичного узорочья для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью. На усть-цилемских ложках мы видим, как правило, геометрические орнаменты, выполненные осторожной и тщательно прорисованной линией, затем раскрашенные. Ложкарный промысел чудом сохранился до наших дней; еще в 70–80-е годы ХХ в. работали последние пижемские мастера, благодаря работам которых можно достоверно судить о технологии изготовления изделий с пижемской росписью.
Пижемские ложки изготавливались ручным способом при помощи топора и ножа-резака. По размерам, форме и назначению делятся на два типа: ложки для еды – «пижемки» и черпаки – «ластовицы», которые используются в качестве поварешки. Обе разновидности ложек не претерпели каких-либо изменений в течение почти двух веков.
В прошлом сравнивали красоту девушки с изящностью пижемской ложки: «Молодка уж така баска, как пижемска ложка». Пижемская роспись все реже и реже используется в творческой деятельности профессиональных художников-прикладников; работы самодеятельных мастеров утрачивают традицию.
Подробней вы можете познакомиться в следующих источниках:
«Традиция росписи пижемской ложки». – Центр народного творчества и повышения квалификации.
http://cntipk.ru/objects/tradicziya-rospisi-pizhemskoj-lozhki/
«На русском севере пишут по- пижемски».
https://yarodom.livejournal.com/1518164.html
Видеоролик «Ложка с пижемской росписью». Автор Сидорова А.В.
Видеоролик «Мастер-класс по пижемской росписи».