Pobeda80 logo main

ГОД ГЕРОЕВ СИНИЙ

Режим работы:

Режим работы зима лето

 

 

 

 

 

pushssilka24

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Frame 1

Frame 3

 

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

К родным истокам

komip1

С 10 по 17 марта в детской библиотеке прошли мероприятия, посвящённые 100-летию Республики Коми. Фольклорный час «К родным истокам» посетило более 70 дошкольников из детского сада «Золотой ключик». Библиотекари рассказали ребятам о возникновении коми азбуки и письменности, а заглянувший в гости герой коми легенд и сказок Верса, предложил посмотреть кукольный спектакль по мотивам коми сказки «Кот и Петух».

 

 

Несомненно, знакомство детей с коми фольклором обогащает их впечатлениями, пробуждает интерес к коми культуре.

 komip2komip3

komip4kovip6

XUzKTj4xRD0q0PES1We d0

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Искусство меховой аппликации ижемских коми оленеводов

ishma1

 

Изготовление и украшение изделий из меха исторически широко применяется в быту у ижемских коми так же, как и у многих других народов Севера и Сибири, традиционно занимающихся оленеводством. Искусство меховой мозаики, которое получило яркое, самобытное развитие у ижемских коми оленеводов – феномен, сформировавшийся на трансграничье самодийской (ненцы) и обско-угорской (ханты и манси) традиций. В каждой семье ижемских коми можно увидеть меховую одежду, обувь и различные хозяйственные предметы, декорированные в технике меховой аппликации. До настоящего времени многие коми мастерицы из семей оленеводов в совершенстве владеют искусством обработки шкур и декорирования меховых изделий. При изготовлении изделий из меха коми, ненцы и обские угры применяют единые технические приемы. Вместе с тем, меховая аппликация ижемских мастериц имеет ряд существенных отличий.

 

 Например, многие изделия из меха ижемских коми оформлены типичными для ненцев простыми геометрическими узорами, но имеютиной колорит, поскольку их шьют только из оленьего белого и коричневато-серого меха. Так же самобытные черты меховой мозаики коми в большей степени проявились в бытовых вещах, особенно в сумочках для швейных принадлежностей. Большинство узоров, оформляющих эти изделия, характерно для народного искусства коми. Коми-зырянские изделия по своему декору более строги и лаконичны. В отличие от ненцев и обских угров в изготовлении изделий из меха в семьях у коми оленеводов женщины никогда не применяют шаблонов — выкроек для орнамента. Коми мастерицы более склонны вносить определенные изменения в традиционную технологию покроя и декорирования меховой одежды.

ishma2ishma3ishma4

Например, любую геометрическую композицию в меховой аппликации коми женщины всегда воспроизводят по памяти, поэтому даже при повторении какого-либо мехового узора первоначальный изобразительный мотив неизбежно изменяется, утрачивает некоторые детали.

Более подробно об искусстве меховой аппликации ижемских коми оленеводов вы можете узнать ЗДЕСЬ

http://cntipk.ru/objects/iskusstvo-mehovoj-applikaczii-izhemskih-komi-olenevodov/

https://bstudy.net/754835/turizm/iskusstvo_mehovoy_mozaiki_olenevodov_evropeyskogo_severa_zauralya

«Словно лебеди полетом, жизнью красен человек!»

YushckovГеннадий Анатольевич Юшков родился 14 марта 1932 года в деревне Красная Часовского сельсовета Сыктывдинского района Коми автономной области.

Среднюю школу окончил в городе Сыктывкаре. Работал журналистом на Коми радио. В 1958 году окончил Литературный институт им. A.M. Горького. Пришел в литературу в 1950-е годы как поэт, драматург, прозаик. Первое стихотворение «Мирлöн асыв» («Мирное утро») было напечатано в журнале «Войвыв кодзув» в 1952 году, первый сборник стихов «Медводдза сёрни» («Первый разговор») вышел в 1959 году.

Г.А. Юшков - автор более десятка пьес. Самые известные из них - комедии «Макар Васька - сиктса зон» («Макар Васька - сельский парень»), «Кыськö тай эмöсь» («Бывают же такие»), пьесы «Ен ныв»

(«Дочь бога»), «Коми бал». В пьесах Г.А. Юшков защищал самобытность человека, его право быть самим собой. Внёс большой вклад в развитие коми прозы романами «Чугра», «Рöдвуж пас», «Бива».

Геннадий Юшков известен и как детский писатель. Он является автором книг «Сам знаю» , «Чистая рубашка», «Шаловливый народ», «Полное лукошко», «Коми смешинки».

Член Союза писателей СССР с 1961 года. С 1978 по 1994 годы Г. А. Юшков - председатель правления Союза писателей Коми.

Лауреат Государственной премии Коми АССР. Лауреат премии Союза писателей РСФСР. Награждён орденом «Знак Почета». Народный писатель Республики Коми. Заслуженный работник культуры РСФСР.

Умер писатель 20 мая 2009 года в г. Сыктывкаре.

kniga.jpg

В 2017 году вышла книга его вдовы Галины Юшковой «Пятьдесят один год любви.

Воспоминания о Геннадии Юшкове». В ней Галина Евгеньевна вспоминает: «Одна из наиболее удачных песен на стихи Гены – «Марьямоль» (Лесной пион). Казалось бы, незатейливые стихи, незатейливая мелодия, но сколько в этой песне любви к родной земле, высказанной от души. Стихи «Марьямоль» имеют свою нежную историю. Как-то из поездки по Илычу Гена привез необычайно крупные черные семена, высыпал их передо мной и говорит:

— Я тебе на бусы привез, это семена цветка «Марьямоль» – дикого пиона. Мне о магической силе этого цветка рассказала женщина-травница из Подчерья. Там женщины носят бусы из таких семян, они, по древним поверьям, спасают от всякого рода напастей.

— Но они такие крепкие, жесткие, как их проткнуть да нитку продеть?

— Я тебе помогу их на нитку нанизать. Знаешь, после остановки в Подчерье и разговоров с травницей мы ехали по Илычу, и на одном из островов мой спутник увидел настоящие «заросли» этого редкого цветка, и я собрал для тебя эти семена.

Сами цветы дикого пиона очень простые, не произвели на Гену сильного впечатления, а вот большие торчащие стручки с такими крупными семенами и древние поверья об их магической силе очень его удивили. Там же, на Илыче, и сложились у него стихи «Марьямоль». Вернувшись в Сыктывкар, Гена показал стихотворение В. Мастенице, и вскоре по телефону Вацлав пропел ему песню. Мелодию Гена забыл. Некоторое время спустя Геннадий поехал в Усть-Вымь, на какой-то сельский праздник, по-моему, на День поэзии. Самодеятельные артисты давали в клубе концерт, и вдруг он услышал вроде знакомую песню. Приехав, он рассказывает: «Слушаю и ушам не верю, они же мою песню поют». Так неожиданно для Геннадия состоялась презентация его песни. Теперь эта песня стала почти народной, и поют ее не только в Коми, но и во всем финно-угорском мире…».

knigiИсточники:

Геннадий Анатольевич Юшков : биобиблиогр. указ. / Нац. б-ка Респ. Коми ; библиогр. отдел ; сост. Е. М. Демина. – Сыктывкар, 2004. – 92 с.

Самар, И. Сентябрь: Вацлав Мастеница. Композитор, певец, аккомпаниатор…/ Ирина Самар. -Текст : электронный // Регион. Ежемесячный журнал о Республике Коми : сайт.- 2017-2021. – URL: https://clck.ru/dYkLB(дата обращения: 10.03.2022).

Юшков Геннадий Анатольевич.- Текст : электронный // Культурная карта Республики Коми: все о культуре республики и не только / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми. Сыктывкар, 2013-2018. URL: http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/literatura.Pisateli.YUshkov_Gennadiy_Anatolevich/ (дата обращения: 10.03.2022).

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми

Живая нить традиций.

Технология изготовления традиционного усть-цилёмского праздничного женского костюма.

 

yc

 Пять веков Усть-Цильма бережно и трепетно хранит свою уникальную культуру.

Сохранён и активно распространяется традиционный костюм. Он передавался по наследству и был обязательной частью приданого невесты. Приверженность старообрядчеству, строгой и требовательной вере предков, распространялась на семейно-бытовую и культурную стороны жизни усть-цилёмов. Благодаря этому, сохранилось богатое духовное наследие.

 

На основе изучения усть-цилёмского костюма возникла теория «боярского» происхождения усть-цилёмов. Её сторонники ссылались в качестве доказательства на богатую праздничную одежду усть-цилёмских женщин.

Не случайно участники этнографических экспедиций, изучавших народное гуляние «Горку»,главное событие в году, отмечали, что сам праздник начинается не на горочной площадке и не с первого хоровода, а в домах участников – с приготовления и одевания праздничного наряда. Извлечение костюмов из сундуков, их одевание, требующее особого мастерства, уподоблялись ритуальному акту, задавали тон предстоящему празднику.

На Горку всегда надевали самое лучшее. Ткани для костюмов привозили купцы, за покупки отвечали мужчины, которые не скупились: костюм, который показывался на Горке, был мерилом статуса и достатка хозяина дома.

Усть-цилёмский наряд – дело тонкое, а надеть его правильно – целое искусство. Необходимо учесть и материал, и цвет, и размер, и возраст, и статус, и множество других особенностей. Праздничный костюм и умение его «нести», определяли так же стиль поведения хороводниц на празднике.

Узнать подробнее о празднике «Горка» и технологии изготовления традиционного усть-цилёмского праздничного женского костюма вы сможете, пройдя по ссылкам.

Усть-Цилёмский традиционный костюм https://stranamasterov.ru/node/636480

Описание традиционного усть-цилёмского праздничного женского костюма https://clck.ru/dWS7c

Технология изготовления традиционного усть-цилёмского праздничного женского костюма

https://clck.ru/dWRvs

Интересные факты вы можете узнать здесь: https://clck.ru/dWXuH

Короткометражный социальный фильм. « Женский усть-цилёмский народный костюм». Полиенко Аполлинария. Фестиваль социальной рекламы «Ладошка 2021». https://clck.ru/dWY2T

 

 

 

«Слишком век наш стремителен…»

ionov 2«…Промчится жизнь стремительнее мига,

Но не дадут пропасть мне в черной мгле,

Наверно, мной написанная книга

И все мои деревья на земле»  

Юрий Андреевич Ионов родился 21 февраля 1942 года в городе Пугачеве Саратовской области. Окончил Московский лесотехнический институт. В 1964 году приехал в Республику Коми. Работал инженером-технологом в Дутовском леспромхозе, затем в Троицко-Печорской сплавконторе. С 1966 года работал журналистом в Троицко-Печорской районной газете «Заря».

 

Заочно окончил Литературный институт имени A. M. Горького (1972), сценарный факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии (ВГИК) (1979). Продолжительное время Юрий Ионов был сотрудником газеты Сыктывкарского ЛПК «Огни Вычегды» и газеты «Вечерний Сыктывкар». Первые стихи опубликовал в девятнадцать лет.

В 1980-е годы вышли стихотворные сборники «Белой ночью», «Солнце отражается Печорой», в Москве увидела свет книга «Праздник проводов зимы». Стихи Ю.А. Ионова публиковались во многих сборниках и альманахах «Сыктывкар», «Белый бор» «Поэзия» и др. Поэтическое творчество поэта посвящено Коми краю, ее труженикам, философски осмысливается северная природа и человек.

В 1990-годы литератор обращается к актуальной в тот период политической тематике, размышляет о тех общественно-значимых переменах, свидетелем которых ему довелось быть.

io1В 90-х начале 2000-х годов издаются его наиболее крупные прозаические произведения – романы «Нашествие -1991», «Спас на Печоре», «Сыны Ивана Сусанина».

Роман-хроника «Спас на Печоре» охватывает отрезок времени, 30-е - 60-е годы прошлого века и повествует о первых спецпереселенцах, мятеже заключенных в Усве, старообрядцах на Печоре.   Литературно-историческое исследование «Сыны Ивана Сусанина» о суровых испытаниях, через которые проходила Россия на протяжении трех столетий – от начала царствования династии Романовых до Октябрьской революции 1917 года.

Поэт, живущий в Коми республике более 40 лет, внес свой вклад и в переводы коми поэзии – произведений Ивана Куратова, Серафима Попова, Владимира Тимина, Александра Некрасова, Василия Лодыгина. Ю. А. Ионов совместно с композитором Марком Новоселовым – автор песен о земле Коми.

Юрий Андреевич Ионов - член Союза писателей СССР с 1988 года. В 2009 ему присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми».

str 0ыек 1

Источники:

Ионов Юрий Андреевич.- Текст : электронный // Союз писателей Республики Коми : Гижысь Котыр /Региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России» : сайт. - 2013-2022. – URL: http://soyuz-pisateley.komi-nao.ru/persona/ionov-yurii-andreevich (дата обращения: 16.02.2022).

Кречетова, А. Юрий Андреевич Ионов /А. Кречетова .-Текст : непосредственный // Писатели коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. / ГБУ РК «Нац. б-ка Респ. Коми», ФГБУН «Ин-т яз., лит. и. истории КНЦ УрО РАН».- Сыктывкар,2017 - .

Т. 1 : А –Л.- 2017.- С. 383-387.