Pobeda80 logo main

ГОД ГЕРОЕВ СИНИЙ

Режим работы:

Режим работы зима лето

 

 

 

 

 

pushssilka24

logo

unnamed

Президент России

Топ детективов

E64rU2A3 400x400

СХЕМА ПРОЕЗДА

Рисунок1

image image 3010104

Яндекс.Метрика

Анкета

Frame 1

Frame 3

 

 

                                    

Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Народная медицина коми.

MedicinaКоми-зыряне часто говорили: «Мортлöнмеддонатор – дзоньвидзалун! Самое ценное для человека – здоровье». Представления о здоровом образе жизни являются неотъемлемой частью народной культуры.Сведения о лечебных средствах и приемах передавались из поколения в поколение преимущественно путем непосредственной передачи. В настоящее время фиксируется лишь часть знаний, оставшихся нам от предыдущих поколений.

Так, баня широко применялась в народной медицине для лечения простудных, кожных, травматических заболеваний. Целебное действие тепла, воды, массажа веником подкреплялось применением компрессов, растираний, ингаляций из отваров трав и других средств. Особое место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных и лечебно-магических обрядов.

Растения пармы также активно использовались зырянами для поддержания здоровья. У каждой травницы были заботливо засушены множество растений, с помощью которых снимались хвори односельчан.Использовались лекарственные растения в повседневной народно-медицинской практике в свежем и сушеном виде в форме настоев и отваров. В качестве ранозаживляющих и кровоостанавливающих средств часто использовались свежие растения или свежие соки растений.Среди населения края было широко распространено лечение комплексными наборами трав.

У коми в большом почете для лечения различных заболеваний была ключевая вода. Популярным средством в народной гигиене и медицине была вода, настоянная на золе (кунва). Повсюду она использовалась в качестве заменителя мыла для стирки белья, мытья головы. В щелоке принимали ванны больные кожными заболеваниями. Золой присыпали различные ранки. В дополнение к этой процедуре читался заговор.

Соленая вода считалась хорошим болеутоляющим средством при сердечных приступах, головных болях. Соль грели в печах и в мешочках клали на больные суставы, ушибы, синяки, поясницу. Таким же образом лечили и различные болезни позвоночника.

В арсенале лечебных средств животного происхождения значительное место в прошлом у коми занимали продукты охоты и рыболовства. Нередко в снаряжении охотников-промысловиков имелись пузырьки для сбора желчи (сöп), которая считалась эффективным лечебным и профилактическим средством: при разделке туши убитого зверя извлекали желчный пузырь целиком, высушивали его и растирали в порошок, который затем добавляли в пищу или чай. Сильно действующим и довольно распространенным лечебным средством являлись и применяются по настоящее время медвежий и барсучий жир. При простудных заболеваниях растопленный жир пили с горячим молоком, закапывали в уши и в нос. Им тщательно растирали тело при ломоте, болях в суставах, пояснице, ушибах. Использовался он и в качестве смягчающего средства при обморожениях и особенно при ожогах.

Лечение большинства болезней у коми-пермяков сопровождалось произнесением, как было уже отмечено, заговоров, и почти все заговоры и наговоры произносились в бане. В этих заговорах были обращения не только к божественным силам, но и к самой бане, ибо коми-зыряне свято верили в ее целебную силу.

Подробнее:

Народная медицина коми.

http://cntipk.ru/objects/narodnaya-mediczina-komi/

Народная медицина

https://комиокруг.рф/komi-permyaki/narodnaya-meditsina.html

Документальный фильм. «Коми incognito» Народная медицина Коми.

«Коми incognito» – серия фильмов о самых загадочных событиях в истории Коми, о неизведанных уголках республики, о необычных людях и необъяснимых традициях. От телеканала «Юрган»

https://www.youtube.com/watch?v=1u_DADaNXuA&t=8s

Трудный век строителей

trudvekstroitЖеребцов, Н.Л. Трудный век строителей : О некоторых этапах истории строительства в Коми крае [Текст] / Н.Л. Жеребцов. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2008. – 488 с.

«На протяжении многих лет, а большая часть моей трудовой деятельности (около тридцати лет) прошла в Республике Коми, мне посчастливилось быть сопричастным к большим делам строителей, и я горжусь тем, что внёс свой вклад в общее дело…»    

Автор книги «Трудный век строителей», Николай Леонтьевич Жеребцов, по образованию горный инженер-шахтостроитель. Около тридцати лет проработал в Республике Коми на хозяйственной, партийной и советской работе, из них треть – заместителем Председателя Совета Министров Коми АССР. Используя большой фактический материал и документы, он воссоздает историю становления и формирования строительного комплекса как базиса экономического развития Республики Коми.

Автор обстоятельно рассказывает об организации и работе исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа, военном и послевоенном периодах деятельности Коми Совнархоза. Из объектов интерес представляют строительство железных дорог Пинюг-Сыктывкар и Котлас-Воркута, угольных шахт, нефтепромыслов, нефтегазопроводов, дорог, ТЭЦ в Воркуте, Инте, Ухте, Печорской ГРЭС, линий электропередачи, Жешартского фанерного комбината, Сыктывкарского лесопромышленного комплекса и др.  А для жителей нашего города будут  интересны  страницы, посвящённые строительству магистрального газопровода «Сияние Севера» и города «Вуктыл».

Исключительную ценность книге придают редкие архивные документы, а также большой список людей – творцов истории созидания.  Именно им, всем строителям, когда - либо трудившимся на больших и малых стройках республики, автор посвящает свою книгу.

Книга вышла тиражом 500 экземпляров.

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Усть-Цилемская горка

gorka3

#ГодНародногоТворчества2022Вуктыл

ЖИВАЯ НИТЬ ТРАДИЦИЙ

Усть-Цилемская Горка – это обрядовые гуляния, которые с 2004 года получили статус республиканского праздника. Яркое хороводно-игровое представление включает в себя ярмарочные гуляния, а для празднования выбирается высокое живописное место недалеко от р. Печоры.

История праздника насчитывает не одну сотню лет и берет свои истоки из мифологических представлений, связанных с поклонением божеству Яриле – символу весеннего солнца и плодородия. Именно поэтому праздник являлся началом трудового года и проходил между посевной и сенокосной стадиями.  Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.

Условно Горка делилась на три части и проигрывалась на протяжение всего дня. Утром молодежь и подростки выходили водить хороводы и петь песни. В таком действе проявлялась свадебная обрядность: момент выбора жениха и невесты. Для подростков это был момент вхождение во взрослую пору. Днем к молодежи присоединялись замужние женщины. А третьим этапом были вечерние гуляния, когда участие в празднике принимали все: и жители села, и гости из соседних деревень. Вечером обязательно проигрывали 7 фигур, которые носят ритуальный характер: «столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень», «плясовая». Исполнение фольклорных песен, содержащих в себе 17 основных сюжетов, нередко сопровождалось инсценировкой. Все гуляния проходили под наблюдением старших односельчан, которые учили молодых правильному ведению фигур.

В середине ХIХ века «Горка», по воспоминаниям старожилов села, проходила в Усть-Цильме на центральной улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска, раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.

Особую роль в Горочных гуляниях играет момент «снаряжения» и яркие традиционные костюмы усть-цилём. Сегодня традиционные наряды надевают на праздники и бережно хранят, передавая детям. Несмотря на богатый и праздничный вид, костюм обязывает к строгости и степенности, сохранению достоинства и скромности.

Празднование горок прекратилось в первой половине 20 века, а с 1970 года традиция начала возрождаться. В настоящее время «Усть-Цилемская горка» – республиканский праздник, который проводится 12 июля, в Петров день в селе Усть-Цильма. С 2011 года включен в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия.

gorka

gorka1

gorka2

Источник: https://100komi.ru/events/ust-czilemskaya-gorka/

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Народный праздник на воде «Пыжа гаж»

pijagag4#ГодНародногоТворчества2022Вуктыл 

ЖИВАЯ НИТЬ ТРАДИЦИЙ 

«Пыжа гаж» («Гулянье на лодках») – возрождённый в с. Керчомъя праздничный комплекс песенных и танцевальных исполнений, характерных для фольклорной традиции вычегодских коми. Центральными праздничными действиями являются: выступление мужских ансамблей гармонистов, исполнение коми народных песен женщинами, которые устраивают традиционное  «гулянье на лодках» по озеру Вад. В ходе праздника проходят соревнования местных мастеров-лодочников – чья лодка качественнее сделана, устойчивее на воде и быстрее на ходу. Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни. На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры,  многочисленные гости из различных сел Республики Коми.

 Изюминкой праздника являются соревнования местных мастеров-лодочников: чья лодка более качественно сделана, более устойчива на воде и быстрее на ходу. Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни.

У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. В 1967 году для гармонистов с. Керчомъя он написал керчомскую кадриль и работал вместе с ними. Ансамбль гармонистов пользовался большой популярностью среди сельчан. В 1969 году коллектив выехал на Республиканский фестиваль в город Сыктывкар. А в 1970 году поехал в город Ленинград с этой же программой.

Всех покорили обаяние, простота, искренность коми народа, об этом коллективе вышла статья в газете "Вечерний Ленинград". После этого в Керчомью приехала группа ленинградских кинематографистов. С песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они на лодках проехали по озеру Вад. Так сняли документальный фильм про гармонистов и певцов, который позже вышел в свет.

В 1993 году местные жители, вспомнив об этом случае, решили возобновить гулянье на лодках на озере Вад, праздник назвали "Пыжа Гаж". Праздник получил статус районного мероприятия.

pijagag6.jpg

pijagag5.jpg

pijagag.jpgpijagag2

Источники:

http://www.nbcrs.org/events/3394.html

https://siktivkar.bezformata.com/listnews/kerchome-proveli-prazdnik-ribakov/12672586/

Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми. Свадебный обряд устьцилёмов.

cv1Свадебный обряд устьцилёмов представляет собой форму сохранения севернорусской старообрядческой культуры, представленной устными текстами, самобытным исполнением древнерусских песен и причети, спецификой танца. Сохраняется народная праздничная женская одежда. Участники обряда – родственники и односельчане. Важнейшими элементами обряда являлись заручение невесты, расплетение косы, благословление молодых, свадебный стол, исполнение лирических песен.

В настоящее время свадебный обряд значительно изменен, из традиционных элементов сохраняются: наряжание невесты в народную одежду, прохождение испытаний женихом и его «свитой», выкуп невесты, причеть, поднос, олабыши. Исполняются народные лирические песни.

В старообрядческой культуре в условиях утраченного священства свадебный обряд был единственной формой общественного признания новой семейной пары. Обрядовое «оформление» придавало молодоженам статус женатых людей (более уважаемых) в сравнении с теми, кто вступал в брак «уходом», «умыканием». Принципиальным отличием обряда является отсутствие жанра свадебных песен. Исключение песен свадебной тематики из обряда является следствием непростого отношения староверов к браку, существо которого при утраченном священстве на протяжении полутора столетий (конец XVII–XVIII вв.) признавалось блудом.

С середины XIX–до 60-х годов XX века самой распространенной формой брака была договорная. Договорному браку была свойственна публичность: участие в нём жителей деревни являлось их общинной обязанностью и служило своего рода санкционированием брака.

У устьцилёмов зафиксированы и такие реликтовые формы брака, как калым и умыкание. Умыкание невесты – древняя традиция, в западной славянской культуре было известно до конца XVI века. Как свидетельствуют факты, захват, насильственное завоевание невесты были нередки в усть-цилемской традиции, сохранявшиеся ещё в первой половине XX в. В случае успешного похищения статус жениха (молодого мужа) заметно возрастал, о нём односельчане говорили, как о герое.

Весьма прагматично объясняют традицию умыкания пижемские староверы, связывавшуюся с конфессиональными особенностями – сохранением репутации своих родителей: «Иногда, если дочь хотела выйти замуж за мирского, то похищение происходило с ведома родителей – перед людьми они выглядели невиновными, и никто не стал бы их осуждать, что добровольно выдали дочь не за своего старообрядца».

В настоящее время воссоздание свадебного обряда или отдельных его элементов (сватовство, смотрины) обусловлено интересом и потребностью молодых людей к упрочению семьи через сохранение традиций.

Народный интерес к подержанию семейных традиций на современном этапе возобновлен проектом «Родовой дом», благодаря которому многие семейные династии начали расписывать генеалогии, пишут воспоминания о представителях рода.

http://cntipk.ru/objects/svadebnyj-obryad-ustczilyomov/

cv3cv2.jpg

cv5cv4