
Трудовые причитания коми-ижемцев – это один из уникальных жанров мирового песенного фольклора. В 1944 г., известный финно-угровед А. С. Сидоров записал от печорских и ижемскихкоми несколько вариантов импровизаций о труде и быте северных коми, которые он определил, как «бытовые лирико-эпические песни».Они весьма разнообразны по тематике: в них отразились все основные формы хозяйственной деятельности, вся жизнь северянина.
Специальные трудовые причитания складывались во время пахоты, сева, сенокоса, молотьбы, расчистки под пашни, переправы по реке, поездки в тундру, при праздничной уборке дома, во время ледохода и т.д.
Они могли складываться «на любой случай», на любую тему, значимую для данной локальной традиции.В исторический период своего бытования были популярны по всей территории расселения коми-ижемцев.Так, жители Усть-Ухты и Винлы издавна занимались лесозаготовкой и охотой на лесного зверя, и там были записаны причитания о работе в лесу, о поездке по лесной дороге, о лесных просторах. В Мохче и Сизябске занимались тундровым оленеводством, соответственно, и многие импровизации связаны с тундрой.
Для напевов трудовых причитаний характерна значительная внутрислоговая распевность, причем распевы слов уснащены многочисленными вставками дополнительных гласных.Это особенно проявляется в импровизациях «Тундра», «Изьвасаяг» (Ижемский лес), «Печора ю» (Печора-река), «Уджводзвылын» (Перед работой), «Нянь вöдитöм» (Хлебопашество).
В современной культуре коми-ижемцев традиция исполнения коллективных причитаний почти полностью утрачена. Это связано как с изменением традиционного уклада жизни, так и с исчезновением носителей этой певческой культуры. Однако еще во второй половине XX в. во многих населенных пунктах еще были достаточно слаженные коллективы исполнителей. Фольклорные записи конца 1950 – 1960-х гг. показывают популярность этого жанра и в Ижемском, и в Усинском и Ухтинском районах Республики коми, где проживают коренные коми-ижемцы. В сольном исполнение трудовые причитания зафиксированы и среди коми-ижемцев, проживающих на Кольском полуострове, и среди зауральских коми. Сегодня в ижемских селах и деревнях можно найти только отдельных исполнителей, опыт которых никем не перенимается.
Источники:
♦Трудовые причитания коми-ижемцев.
http://cntipk.ru/objects/trudovye-prichitaniya-komi-izhemczev/



Чипсан – свисток, относится к типу флейт Пана. Это общее название свистящих музыкальных инструментов, изготавливаемых из стеблей дудника (заргум) – трубки нарезаются из свежих или высушенных стеблей трубчатого растения, тембр звука лёгкий, прозрачный. Чипсаны были большие и маленькие, состояли из одного или нескольких свистков. «Куима чипсан» представляет собой трехствольную закрытую флейту. Инструментальный комплект состоит из двух пар (г о з); большой (ыджыд) и маленькой (ичöт), которые настраиваются по смежным трехзвучиям типа до-ми-соль и ре-фа-ля второй октавы.
В октябре сотрудниками центральной библиотеки были проведены краеведческие уроки с учащимися 6-7 классов школ города. На уроках по теме « Уральская языковая семья» для 6 класса и «Древняя история земли вуктыльской» для 7 класса МБОУ "СОШ № 2 им. Г.В. Кравченко", детям в доступной форме рассказали об уральской языковой семье, истории коми языка, о древних археологических находках и памятниках нашего округа, краеведческом музее села Подчерье.
Для учащихся 7-х классов МБОУ "СОШ № 1» был проведен квиз «Путешествие по Республике Коми», состоящий из пяти раундов. Ребята очень активно приняли участие в игре, бурно обсуждали варианты ответов. В конце игры, пока подсчитывались баллы, с помощью слайд презентации игроков познакомили с правильными ответами.
На мероприятиях присутствовало более 70 учащихся.







Усть-цилемская кадриль, или «Кадрелка» - последний акт хоровода на Усть-цилемскую Горку. Усть-цилемские хороводы медленные и протяжные, состоят из 7 действ, плавно перетекающих друг в друга в строго определённом порядке. А в конце начинается совсем другое действие - Плясовая, или Кадриль: на поляне появляются гармонисты, и общее настроение праздника меняется. На смену протяжным хороводным песням приходят зажигательные ритмы, мистерия сменяется гулянкой, всеобщим танцем под гармонь, сжимающийся всё плотнее хоровод, тем самым как бы олицетворяющий единение. Танцуя или играя, люди образуют длинную цепочку, в старые добрые времена растягивавшуюся порой на несколько сотен метров, складываясь в орнаменты или фигуры.
В прошлом Усть-Цилемские Горки проходили каждое воскресение от Николы Вешнего до Петрова дня. С одной стороны, Горка была древним обрядом, мистерией с дохристианскими корнями, обращённой к Солнцу и плодородной Земле. С другой стороны, Горка представляла собой смотрины молодёжи, где находили друг друга женихи и невесты, и просто знакомился народ.Смена действий никогда не нарушалась: начинают хоровод Столбы - фактически представление участников - медленная процессия по трое входит на Народную поляну. Квадрат Столбов превращается в Круг - следующее действо: символизирует Круг, конечно же, Солнце. Далее идет хоровод на две стороны, «ряд на ряд» - поочередное приближение мужской и женской шеренг друг к другу. «На четыре стороны»: хоровод типа квадрата с открытыми углами, образованного шеренгами мужчин и женщин, девушек и юношей. Затем «Бояра» или «Вожжá»: орнаментальный хоровод, фигурное шествие по изогнутой линии цепи («змейкой») взявшихся за руки или за концы платков участников гуляния. «Змейка» переходит в «Плетéнь»: фигурное (спиралевидное) движение колонны взявшихся за руки или за платки каждого участника таким образом, что кисть правой руки лежит на левом плече и держит левую руку стоящего сзади; вся цепь проходит через «воротца», образуемые руками «заплетающихся»; затем происходит движение в обратном направлении — «расплетание». И в заключение – зажигательная «Кадрелка», порой продолжающаяся до самого рассвета солнца. Ежегодно хороводы устьцилёмы водят под вечер 12 июля. Старые функции исчезли, теперь Горка стала просто народным праздником, красочным действом.
Источники:
Праздник «Горка» в Усть-Цилемском районе Республики Коми.
https://www.culture.ru/objects/2956/prazdnik-gorka-v-ust-cilemskom-raione-respubliki-komi
«Усть-Цильма» («Кадрелка») Видео.
https://www.youtube.com/watch?v=E13y2tSGtrU



Ежегодно на Девятой Пятнице от Пасхи в деревне КривоеУдорского района проходит праздник, посвященный святой Параскеве, покровительнице женщин и женского труда.Даже в самые суровые годы религиозных репрессий не прерывалась традиция проведения праздника.
«Праздник Параскевы начинается в 9 часам утра, когда к часовне собираются женщины. С собой они несут бидончики, банки и прочую посуду под освященную Пятницкую воду. У некоторых на руках иконы.
К половине десятого утра входят в часовню. Иконы установлены в ряд на специальных полках напротив входа в часовню. На многих из них висят тканые полотенца, платки, куски ткани. Женщины не спеша зажигают свечи под иконами. В первый ряд проходят староста часовни и те, кто знает и поет молитвы. В руках у них старообрядческие лестовки (лествицы), по которым определяют количество исполненных молитв. Около десяти часов, когда уже зажжены все свечи, староста часовни начинает службу. Служба сегодня представляет собой пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. После завершения службы женщины выносят иконы на улицу и крестным ходом идут к берегу речки Керью. Дети идут впереди процессии, нередко тоже с иконами в руках, грудных же детей женщины несут на руках. Шествие проходит по пойменному лугу к озеру Кoдж ты (старица р.Вашки) и дальше по мосткам через озеро и болото на сухой берег речки Керъю, где установлен деревянный обетный крест. Иконы ставят к кресту, часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Каждую икону по отдельности окунают в воду и моют глухариными крыльями. Вымытые таким образом иконы поднимают на берег и снова ставят к кресту. При этом исполняются молитвы в честь каждого из святых. Последней в воду окунают икону св. Параскевы, и с этого момента вода в реке как бы становится святой. К воде подводят и моют больных, детей, набирают воду в принесенную посуду. Некоторые женщины окунаются в воду, а если погода не позволяет совершить купание, то многие просто заходят в воду и, подняв подолы юбок, приседают в воду. Образ Пятницы как бы «открывает» воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться в реках и озерах». Источник :http://cntipk.ru/objects/prazdnik-svyatoj-paraskevy-pyatniczy/
♦ Документальный фильм«Тайны загадочной Удоры.Часть 1.Кривонаволоцкая Параскева»
https://www.youtube.com/watch?v=sIencnRAmtA
♦Народные представления о празднике Параскевы Пятницы в деревне Кривой Наволок Удорского района Республики Коми.
♦ Берегиня Кривого Наволока.
https://ourreg.ru/2022/08/02/bereginja-krivogo-navoloka/
♦ Праздник Параскевы Пятницы в Удорском районе республики Коми
http://book-science.ru/social/skd/prazdnik-paraskevy-pjatnicy-v-udorskom-rajone-respubliki-komi.html
♦ Житие святой Параскевы Пятницы, как правильно молиться и в чем помогает икона
https://pravoslavyy.ru/liturgiya/paraskeva-pyatnitsa


